Марина Лазарева
Формирование первичного представления об экологии. Проект: знакомство детей раннего возраста с лесным животным — зайцем
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность исследования: для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут провлять к обьктам небрежность и даже агрессивность.
При этом действуют неосознанно,механически,подражательно,могут присоединяться к неправильному поведению других. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным обьектам вред,но не осознают почему,Мотивиуют необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания или не могут обьяснить,утверждая. что так надо. Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой. Не умеют ухаживать за живыми существами,поэтому в связи с этими важно начать формирования представления об экологии с раннего возраста. Анализ научной литературы показал что проблема экологического воспитания дошкольного возраста исследуется многими педагогами и психологамиЕрофеева М. А Подласный И. П
Публикация «Формирование первичного представления об экологии, Проект: знакомство детей раннего возраста с лесным животным — зайцем» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Заяц, зайчики. Проекты
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Цель исследования: Познакомить с животным леса- зайцем;дать представление о зайце,познакомить с внешнем видом и его характерными особенностями; обогать и актвизировать словарь по теме;воспитывать заботливое отношение к животным.
Объект исследования: образовательный процесс, направленный на экологического воспитания у детей раннего возраста
Предмет исследования : первичное представления у детей раннего возраста.
Гипотезы:
1. формирование первичного представление об экологии проходит наиболее эффективны, если осуществляется целенаправленный отбор худ. литературы.
2. формирование первичного представления об экологии разработано содержание образовательной деятельности с детьми.
3. формирование первичных представлений.
Задачи: 1. Изучить литературу по выбранной тематике.
2. Дать знания детям о жизни зайца.
3. формировать интерес ребенка к диким животным.
4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к ним.
5. Обогащать результаты исследования.
Методы;
-1. анализ литературы по проблемы исследования.
-2. наблюдения за детьми раннего возраста в образовательной деятельности в свободного деятельности.
3. диагностика
4. практическая деятельность.
Глава1. Теоритические основы развития экологических качеств у детей раннего возраста.
1.1. Анализ экологического воспитания в трудах Рыжовой.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
- физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
- эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
- условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления. По экологическому воспитанию рассказывает Рыжова;
Учить детей наблюдать за явлениями природы, замечать и выра-
жать отношение к красоте окружающего мира. Развивать умение ви-
деть и понимать состояние другого существа, учить проявлять заботу
о животных. Учить малышей выявлять различные проявления живот-
ных: как они двигаются, как и что едят, как играют; учить выделять
отдельные части тела животных, связанные с их движениями. Учить
любоваться цветущими растениями, ухаживать за ними, эксперимен-
тировать с посадкой овощных растений. Учить наблюдать за явления-
ми природы: солнцем (ярко светит, небом (как плывут облака, ветром
(как качаются деревья) и т. д.
Наблюдения. Наблюдать за аквариумом, его содержимым: вода,
песок, камешки, растения. Наблюдать за жизнью рыбки в воде, её по-
ведением. Наблюдать за состоянием рыбки: плавает или спряталась.
Наблюдать за кормлением рыбки. Наблюдение за декоративными пти-
цами: канарейка, попугай и т. д. Наблюдение за растениями: цветени-
ем, поливом, состоянием растения. Наблюдение за явлениями природы:
солнцем, небом, ветром, снегом, дождём, листопадом, снегопадом и т. д.
Экспериментирование. Вместе со взрослым сажать овощные рас-
тения в воду (лук) и отмечать появление корней, зелёных перьев. На-
мочить камешки и отметить изменения их внешнего вида. Сухой и мо-29
крый песок: делаем пирожки. Экспериментирование с водой и камеш-
ками (тонут, палочками, щепками (не тонут). Экспериментирование с
ветром: убеждаемся в наличии (ленточки, вертушки).
Игры. Сюжетные игры: «Рыбки живые и игрушечные», «Живая
кошка и игрушечный котёнок», «Живая собака и игрушечный щенок»,
«Колобок знакомится с жизнью лесных обитателей», «Малыши в зоо-
парке», «Игрушечный мишка и бурый медведь». Игры-загадки: «Отга-
дай, что положу тебе в ладошку». Подвижные игры: «Раз, два, три – к
дереву беги», «Раз, два, три – ёлку найди», «Как летает птичка?». Ди-
дактические игры: игры на различение и запоминание животных «Кто
пришел? Кого не стало?», игры на вычленение повадок животных «Кто
что ест?», «Кто клюет, а кто лакает?», «Чьи следы?».
К 3 годам жизни дети могут:
• различать и называть предметы ближайшего окружения, их цвет,
форму, величину;
• различать зверей и птиц;
• различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты,
наиболее распространённые в данной местности;
• пользоваться обобщающими словами.
1.2. Анализ экологического воспитания в трудах С. Н. Николаевой
Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление нашего дошкольного учреждения. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Реализуя программу С. Н. Николаевой «Юный эколог», целью которой является воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания считаем, что задача воспитателя в работе с детьми раннего и младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Даем ребятам понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут : комнатным растениям нужна вода, птичке – зерна и вода, морской свинке – трава и вода, а воробьям зимой - крошки хлеба.
Учитывая возрастные особенности детей раннего и младшего возраста, построили свою работу по принципу «что вижу, то и познаю». Нашими помощниками здесь стали наглядные средства. Сделали бутафорские деревья по сезонам, знакомые и понятные детям такого возраста цветы, птиц, жучков. И теперь совместно с детьми совершаем прогулки к деревьям, цветам. Здороваемся с ними, узнаем, как у них дела, слушаем их настроение. А это музыка. С помощью красивой инструментальной музыки в сочетании со звуками природы учимся чувствовать красоту, доброту.
Занятия строим по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания этих занятий – нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Отправляясь в путешествие «на поляну» или «в лес», настраиваем детей на улыбку, на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или с кем мы повстречаемся. Так приятно, когда видишь, как у ребенка загораются глаза добрым блеском! Такие занятия создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания.
1.3Экологическое воспитание дошкольников рассказывает РАЗУМОВА
Экологическое воспитание дошкольников появилось уже давно. Наверно многие родители вспомнят себя в детском саду и занятия, на которых рассказывали про цветочки, деревья и т. д. Нас учили любить природу и заботиться о ней, просто в то время еще не было таких «умных» названий методов и вариантов воспитания. Сейчас этому уделяют много внимания в детских садах, но и родители могут в этом поучаствовать. На самом деле этот вопрос является очень важным т. к. заботиться о нашей природе и знакомиться ней нужно уже в самом раннем детстве. Поговорим об этом со специалистом.
Вопрос: Когда можно заметить одаренность ребенка? Можно ли увидеть особые таланты уже в дошкольном возрасте?
Ответ специалиста: Родители, близкие родственники, воспитатели могут в ясельном возрасте заметить одаренность ребенка к любому виду деятельности и распознать другой склад ума. В быту ваш «дар» замечает, то чего вы не видите, рисует лучше других в группе, танцует или рано начал читать. Всё это можно отнести к талантам.
Вопрос: Зачем необходимо экологическое воспитание дошкольников?
Ответ специалиста: Экология - это все что нас окружает. Если с раннего возраста мы не объясним и не докажем малышу, что природу надо любить и беречь, что ждет нас с вами впереди? Кто еще позаботится о нашей природе, животных, птицах? Никто. Вот и прививаем добрые чувства к природе с дошкольного возраста.
Вопрос: С какого возраста уже можно начинать занятия по знакомству с природой и что предполагают такие занятия?
Ответ специалиста: Двухлетки все понимают и осознают, и мы, педагоги с яслей знакомим их с окружающим миром. Беседуем о животных, рассматриваем птиц, камни, лужи, деревья, жучков-паучков, разговариваем о природе и погоде. На прогулках мы нюхаем цветочки, слушаем и узнаем по голосу птичек, вы, Родители также можете уделять этому внимание, чем больше вы разговариваете и рассматриваете, тем больше ваш ребеночек узнает.
Для построения полноценного воспитательного образовательного процесса с детьми раннего возраста при формировании первичного представления об экологии целесообразно проводить тщательный анализ литературы.
Глава2. Реализация педагогических условий. Формирования экологических качеств у детей раннего возраста.
2.1. Исследование уровня знаний по экологии у детей раннего возраста.
Для выявления уровня экологических знаний у детей нами было проведено диагностическое исследование, которое включало в себя три этапа:
1. Исследование знаний о растительном мире
2. Исследование знаний о животном мире
3. Исследование знаний о временах года.
Диагностика по экологическому воспитанию детей раннего возраста.
1. Растительный мир.
Цель: выяснить знания детей о растительном мире, знают ли названия овощей и фруктов, могут ли показать части растения, отличают дерево от кустарника, цветок от травы.
Материал: картинки с изображением разных растений (дерево, куст, цветок, трава). Фруктов, овощей (апельсин, яблоко, грушу, картофель, капуста, морковь, огурец).
Задания: 1. Что это на картинке (дерево, куст, цветок?
2. Покажи на картинке овощи (помидор, огурец, морковь, капуста,
картофель).
3. Покажи на картинке фрукты (апельсин, яблоко, грушу, виноград).
4. Разложи в разные стороны яблоко, грушу (фрукты) и картофель,
капусту (овощи).
5. Покажи на картинке части растения (лист, цветок, стебель).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Малышу показывается картинка, он её рассматривает и говорит, что он на ней видит. Если ребёнок плохо говорит, он должен правильно показывать рукой на соответствующие картинки, пытаться сказать «да» или «нет».
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на картинке предметы – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих
вопросов воспитателя – 2 балла.
3. Ребёнок не может назвать и показать предметы, нарисованные на
картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Низкий уровень – 3 – 5 баллов
2. Животный мир.
Цель: выяснить знания детей о животном мире. Знают ли названия диких и домашних животных и птиц. Имеют ли представление об их образе жизни, питании и способе передвижения.
Материал: картинки животных (заяц, лиса, волк, медведь, собака, кошка, корова, лошадь). Картинки птиц (голубь, ворона, курица, утка).
Задания: 1. Кто изображён на картинке (животное, птица, рыба).
2. Найди на картинке кошку и покажи её части тела (хвост, лапы,
голову, уши, глаза, нос).
3. Найди картинки с изображением диких животных (лиса, волк,
заяц, медведь).
4. Найди картинки с изображением птиц (голубь, ворона, воробей,
курица, утка).
5. Покажи на картинке домашних животных (корова, собака, кошка,
лошадь, овца, свинья, баран).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки с изображением разных животных. Ребёнок должен правильно назвать и показать называемых животных.
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на картинке предметы – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих
вопросов воспитателя – 2 балла.
3. Ребёнок не может назвать и показать предметы нарисованные на
картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Низкий уровень – 3 – 5 баллов
3. Времена года.
Цель: выяснить знания детей о разных временах года. Знает ли о характерных особенностях времён года. Как меняется жизнь животных при смене времён года.
Материал: картинки с изображением разных времён года (осени, зимы, весны, лета). Панно «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Картинки «Медведь в берлоге», «Заяц на снегу».
Задания: 1. Покажи на картинках времена года (осень, зима, весна, лето).
2. Расскажи по картинке об осени (зиме, весне, лете).
3. Какого цвета шкурка у зайчика зимой?
4. Где проводит зиму медведь?
5. Чем ты любишь заниматься на улице зимой (весной, летом,
осенью).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Ребёнку необходимо правильно показать и назвать время года. По картинке рассказать о времени года, о том как меняются растения, и изменяется жизнь животных в разное время года.
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на
картинке предметы – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих
вопросов воспитателя – 2 балла.
3. Ребёнок не может назвать и показать предметы нарисованные на
картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Низкий уровень – 3 – 5 баллов
В исследовании принимало участие 20 детей, в процессе диагностики нами были получены следующие результаты:
1. Диагностика знаний о растительном мире
Уровень знаний Количество детей
низкий 1
средний 14
высокий 5
2. Диагностика знаний о животном мире
Уровень знаний Количество детей
низкий 1
средний 14
высокий 5
3. Диагностика знаний о временах года
Уровень знаний Количество детей
низкий 1
средний 15
высокий 4
Для наглядности полученных результатов обратимся к диаграмме
2.2 СОВЕРШЕНСТВЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
На основе полученных результатов нами были разработано структура занятия.
Игровая мотивация: «В гости к нам пришел зайчик, длинноухий шалунишка».
Совместная деятельность педагога с детьми.
1. Беседа «В гости к нам пришел зайчик, длинноухий шалунишка…». Презентация «зайчик-беленький».
Цель. Познакомить детей с зайчиком. Формировать первые представления об их жизни дома с людьми. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Учить правильно, подбирать прилагательные и глаголы. Активизировать словарь. Развивать у детей доброе отношение и любовь к животным.
2. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Чтение, Художественное творчество (лепка).. Морковка для зайчикаа.
Цель. Познакомить с содержанием стихотворения В. Хорола «Зайчик», развивать память; закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, закреплять ранее приобретенные навыки; различать красный цвет, любоваться готовым изделием.
3. Непосредственно образовательная деятельность по сенсорному развитию «Поможем зайчику».
Цели: учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства.
4. Непосредственно образовательная деятельность «Спрячь зайчика. Большой и маленький зайчик».
Цели. Побуждать детей к конструированию, учить строить из различных фигур стену, ставить один кубик (брусок или кирпичик) на другой; учить различать предметы по величине; упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением.
8. Утренняя гимнастика. Игра-зарядка зарядка».
Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.
9. Пальчиковые игры: «зайчик», Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.
12. Физкультурные минутки «зайчики»
13. Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Морковка для зайчика», «Медведь и добрые зайчата», «Солнечные зайчики», «Аккуратные зайчики».
Цель. Учить выполнять имитационные движения, подражать движениям животных.
15. Дидактические игры «Помоги зайчику», «Угости зайчика», «Мы – помощники», «Найди такую же картинку», «Парные картинки».
Цель. Закреплять правила игры и учить выполнять действия соответственно игровому правилу.
Самостоятельная деятельность детей.
1. Игровая ситуация «Встреча гостей».
Цель. Игра учит взаимоотношению в семье.
2. Мозаика «Картинка для зайчика».
Воспитатель стихотворением приглашает детей заняться мозаикой :
В детском саду у меня радость одна: коробка с мозаикой, стол да стул у окна.
Я из шариков узоры выкладываю, то цветок, то снежинку угадываю…
(Э. Котляр)
Далее предлагает детям собрать картинку в подарок для зайчика.
3. Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением зайчика.
4. Сюжетная игра «Зайчик в гостях у ребят».
Дети сервируют стол – стелют скатерть, раскладывают салфетки, расставляют игрушечную чайную посуду.
5. Игра «Подари подарок» (Дети читают стихотворения про зайчика).
6. Рисование «Травка для зайчика».
Цель. Продолжать воспитывать у детей доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им; закреплять умение правильно работать с изобразительными материалами, рисовать траву, короткими штрихами, свободно располагать на всей поверхности листа.
3. Заключение
Цель экологического воспитания— становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Целью нашего исследования было - знакомство с лесным зайцем; дать представление о зайце, познакомить с внешнем видом и его характерными особенностями; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным
Задачи: 1. Изучить литературу по выбранной тематике.
2. Дать знания детям о жизни зайца.
3. формировать интерес ребенка к диким животным.
4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к ним.
5. Обогащать результаты исследования.
Обьект исследования: образовательно процесс,направленно на экологического воспитания у детей раннего возраста
Предмет исследования : первичное представления у детей раннего возраста
На организационном этапе исследования нами было выдвинуто три гипотезы:
1. формирование первичного представление об экологии проходит наиболее эффективным если осуществляется целенаправленный отбор худ. литературы.
2. формирование первичного представления об экологии разработано содержание образовательной деятельности с детьми.
3. формирование первичных представлений
Каждая из них нашла свое подтверждение.
В результате проведенного исследования нами было разработано занятия Результаты, полученные при исследовании сформировалось экологическое представления у детей раннего возраста. Оказали существенное влияние на разработку воспитательно-образовательного процесса по выбранной тематике и могут быть использованы педагогами в образовательных учреждениях
Список использованной литературы
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М. : Академия, 2009.
2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия, 2002.
3. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп. - М. : Москва – Синтез, 2006. 1В. Н. Мезенцева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 139 с.
5. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Составитель В. В. Гербова и др. – М. : Оникс, 2011 – 272 с.
6. Лаптева Г. В. Развивающие прогул. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И. Е. Аверина. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
7 Авторы-составители Лёвина С. А., Тукачёва С. И. Физкультминутки. Вып. 2 – Волгоград: Учитель, 2009. – 76 с.
8 Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга». Первая младшая группа / авт. -сост. О. П. Власенко, М. В, Косьяненко, ки для детей 1,5 – 3 лет. Весна. Лето. СПб. : Речь, 2011.
9. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа / авт сост. О. П. Власенко [и др. ]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.
10 Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. М. : АСТ: Астрель, 2005. – 222 с.
11. Теплюк С. Н. занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста : Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М. : Гаманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.