Антонина Биктимирова
Проект по формированию патриотических чувств у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Формирование патриотических чувств у дошкольников сегодня приобретает особую значимость. Актуальность работы. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Воспитать человека - это самое нужное и самое трудное для семьи и для страны. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Публикация «Проект по формированию патриотических чувств у дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к родному городу и привязанности к природным ценностям родного края, к Родине, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего от нас: от родителей, педагогов и окружающих его взрослых. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. В современных социально-исторических условиях воспитание у подрастающего поколения чувств патриотизма, гражданственности является гарантом позитивного развития нашего государства в целом. Воспитывая сегодня юного патриота своей страны, мы тем самым закладываем фундамент стабильности и процветания его будущего.
Актуальность
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема
патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли
большие перемены. Но, как бы, ни менялось общество, мы не должны
переставать любить свою Родину, как мать любит своего ребенка.
И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении
личности. В данный момент материальные ценности, стали все больше
доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о
доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и
патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость
вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит и в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма : любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатства.
Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая является основной в нашем детском саду, уделяется внимание патриотическому воспитанию. В старшей группе расширяются представления детей о родной стране, государственных праздниках; формируются представление о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна. В подготовительной группе продолжается знакомство с социальным окружением, с библиотекой, школой, театром, музеем, закрепляются знания о флаге, гербе, и гимне, воспитывается уважительное отношение к защитникам Отечества, к памяти павших в сражениях, приучаются возлагать цветы. Программа не раскрывает национально-культурные особенности работы данного направления. Поэтому назрела необходимость разработки проекта по ознакомлению детей с их малой родиной.
Приступив к работе над проблемой патриотического воспитания с детей дошкольного возраста, обнаружились следующие противоречия:
- между потребностью современного общества в личности, способной ценностно относиться к своей Родине и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании патриотизма дошкольника;
- между стремлением педагогов к воспитанию основ гражданственности по отношению к своей Родине у дошкольника и педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме.
Цели и задачи
Цель: формирование патриотических чувств дошкольников через ознакомлением с Родиной, её традициями и природой.
Задачи:
Формировать у детей :
• чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• представление о России как о родной стране;
• умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
• двигательную активность через народные подвижные игры
Воспитывать у детей:
• стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
• стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
• уважительное отношения к наследиям других народов;
• уважение к культурному прошлому своего края;
• патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Развивать у детей:
• познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
• представления о культуре, об образе жизни людей нашего Края.
Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат образования: это воспитанник, способный:
• чувствовать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
• проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своего края, страны;
• решать интеллектуальные проблемы (задачи, адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;
• проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;
• воображать, придумывать, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативный;
• активно участвующий в проведении подвижных игр.
Принципы
Чувство любви к родному краю обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Поэтому возникла задача пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса:
Принцип историзма. Сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сведение его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации. Позволяет встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.
Принцип дифференциации. Создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом пола, возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности. Сотрудничество с семьей, библиотекой, школой, клубом; в естественном включении краеведческого материала в базовую программу; а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями своей Родины.
Принцип наглядности. Использование соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
Принцип последовательности. Последовательное изучение материала (от простого к сложному). Дети усваивают знания постепенно, в определенной системе.
Принцип занимательности. Изучаемый материал предлагается в интересной, увлекательной для детей форме, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Условия для успешного формирования патриотических чувств у дошкольников.
Для реализации вышеперечисленных задач и для получения хороших результатов важно создать необходимые условия для успешного формирования патриотических чувств у старших дошкольников.
1. Введение новых форм работы с детьми
2. Сотрудничество с родителями
3. Взаимодействие с социумом
4. Создание развивающей среды
Формирование патриотических чувств у дошкольников.
Патриотическое воспитание процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Всевозможные аспекты патриотического воспитания дошкольников исследовались специалистами различных областей науки: философами, педагогами, психологами (К. Д. Ушинский, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, В. А. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова и др.) . Результаты исследований отечественных ученых и практиков (Н. В. Алешина, Н. Ф. Виноградова, Л. Н. Воронецкая, А. Д. Жариков, Р. И. Жуковская, Е. А. Казаева, С. А. Козлова, Л. В. Кокуева, Н. Г. Комратова, Е. И. Корнеева, Л. В. Любимова, Л. Е. Никонова, М. Ю. Новицкая, Э. К. Суслова, Л. В. Филатова, Н. Ю. Ясева и др.) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Учреждения дошкольного образования являются первой ступенью системы образования в нашей стране. И именно поэтому им принадлежит ведущая роль в формировании у дошкольников первичных представлений об окружающем мире и позиционировании себя в нем, в воспитании патриотических чувств и ощущении себя гражданами великой страны. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг. ”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В ней говорится о том, что воспитание патриотизма является в настоящее время "важнейшим направлением деятельности общества и государства". В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей. Исходя из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания, наиболее результативным средством патриотического воспитания является метод проектов. Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В основе лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой (продуктом являются макеты, плакаты, модели, театрализации, сценические представления и пр.) .
Основываясь на лично-ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста проект развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. В ходе осуществления проектной деятельности ребёнок ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Родители и другие члены семьи могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования метода проектов в современном образовательном процессе. Следует отметить, что осуществление проектной деятельности в ДОУ является подготовительной ступенью для дальнейшей реализации метода проектов в школе. Тема моего проекта "Дети Великой отечественной войны". Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего от нас: от родителей, педагогов и окружающих его взрослых. От того, как мы его воспитаем, какими впечатлениями обогатим. Сегодня дети страдают дефицитом знаний о героическом прошлом нашей страны в годы Великой отечественной войны, участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Дети Великой Отечественной войны». Современные дети знают о звездных войнах и суперменах из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Работа с родителями.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
Всё начинается с семьи. Любовь к Родине начинается с любви к своим близким. Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому работа воспитателя по патриотическому воспитанию невозможна без участия родителей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Для выяснения уровня образованности родителей, их жизненных интересов, степени значимости воспитательного воздействия семьи на ребенка можно провести следующие формы работ с семьей по патриотическому воспитанию старших дошкольников :
• анкетирование родителей «Гражданско-патриотическое воспитание ребенка», «Традиции семьи», «Родительские обязанности»
• родительские собрания нравственно-патриотической направленности «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?», «Роль семьи в воспитании ребёнка», дискуссия на тему «Как воспитать патриота»
• индивидуальные и тематические консультации для небольших групп родителей по культуре поведения детей, по созданию домашней библиотеки, по организации семейных праздников
• оформление буклетов «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Ознакомление дошкольников с государственными символами России», «Как знакомить детей с историей семьи»
• проведение совместных мероприятий (выставки «Как мы отдыхаем всей семьёй», конкурсы «Моя мама рукодельница», на которых мы знакомимся с традициями, обычаями и увлечениями семей;
• выставки детских работ «Мой папа»
• совместное создание детско - родительских проектов «Светлая пасха», «Моя семья»
• совместное проведение праздников «День матери», «Масленица»
• оформление альбомов «Моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Где мы любим отдыхать»;
• создание газет: «Моя спортивная семья», «Профессии моих родителей»;
• посильная помощь в организации экскурсий;
• субботники родителей с детьми (изготовление кормушек, посадка деревьев, обрезка кустов, уборка мусора на участках и т. д.).
Вывод: Воспитание патриотических чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.
Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависти, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Заключение.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для формирования патриотических чувств дошкольника.
Задачи патриотического воспитания подрастающего поколения реализованы нами как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, экскурсии к мемориалам, дидактические и сюжетно-ролевые игры и др.) . В ходе проекта у дошкольников сформировался естественный интерес к истории Родины и семьи. Тема жизни детей во время войны вызвала живой эмоциональный отклик у дошкольников. Дети самостоятельно приступали к опросу родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников, о судьбах детей военного времени. Каждому хотелось побольше узнать, как складывалась жизнь во время войны близких для них людей. В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками дети, приходя в детсад, делились друг с другом тем, что они узнали, приносили в группы фотографии, рассказы, записанные родителями со слов детей и даже памятные медали.
В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Более разнообразными стали сюжетно-ролевые игры.
Литература.
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : ТЦ Сфера, 1999г.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004г.
3. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».
4. Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
5. Веракса Н. Е., Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы».
6. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников».
7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России»
8. Кандрыкинской Л. А. «С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)».
9. Комратова Н. Г., Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005год №1
10. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
11. Мулько И. Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет».
12. СавченкоВ. И. авторизованная «Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников»
13. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003г., № 6.
14. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006г., № 6.