Реутова Ирина Васильевна
Формирование патриотических чувств и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через «монологи-загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование патриотических чувств и нравственных качеств
у детей старшего дошкольного возраста через «монологи-загадки».
Публикация «Формирование патриотических чувств и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через „монологи-загадки“» размещена в разделах
Одним из основных компонентов речевого развития детей в ДОУ- является развитие связной речи, где понятие - монологическая речь считается центральной. Детям уже с четырех лет доступны такие типы монолога как - описание и повествование. В своей работе мы решили разнообразить способы изложения детской мысли, путем превращения простого повествования и рассуждения в «монологи-загадки», что способствовало созданию проблемной ситуации и привлечению внимания не только рассказчиков, но и слушателей.
Основной целью нашей работы было воспитание патриотических чувств и нравственных качеств у старших дошкольников в связной речи, при том, что формирование абстрактных понятий представляет собой одну не из самых легких задач в дошкольном образовании. В «монологах-загадках», дети имели возможность сосредоточиться, систематизировать ранее полученные знания о своей малой Родине, стране, ее символах, нравственных понятиях «дружба», «мир» и др., последовательно повествуя материал, создать интригу для окружающих. Слушатели, в свою очередь, с нарастанием интереса, давали обдуманные «ответы–отгадки», присоединяясь к рассказчику не только демонстрировали свои знания, но и додумывали, дополняли и развивали ситуацию такими мыслями, например: «как сохранить мир…», «что уже сейчас зависит от нас – дошкольников, чтобы небо над головой всегда было чистым…». Соревновательный момент в высказываниях наших «всезнаек» создавал бодрый дух и атмосферу игры. Дети активно использовали карту России, интерактивную доску.
Итогом нашей работы - стало самостоятельное создание детьми круглого флорариума «Мир на всей планете!», как макет Земли, что отражает понимание детьми актуальности проблем современного мира.
Таким образом, через тематические «монологи-загадалки, рассуждалки» в процессе заинтересованной развивающей речевой деятельности детей, мы приблизились к основной цели по патриотическому воспитанию : растить ребенка - патриота и гражданина своей Родины!
Предлагаю примеры текстов.
1. Детский сад (загадалка)
Каждое утро мы приходим в такое место, где тепло и уютно, чисто и красиво!
Там нас всегда ждут.
Мы там проводим целый день, и даже домой не хочется, потому что нам весело и интересно.
Там мы встречаемся с друзьями, но мы не только играем.
Очень важно, что в этом месте с нами занимаются.
Нас учат думать, говорить.
Мы уда ходим, чтобы быть разумными и много знали.
Мы занимаемся математикой на доске и в тетради правильно писать, решаем примеры и задачи; учимся читать, лепим и рисуем и поем.
А еще с нами проводят такие занятия, чтобы мы были здоровыми.
Там нас учат знаниям, а в школе все еще усложняют.
Когда мы не занимаемся, там можно играть в разные игры,
но мне нравится играть в футбол.
Ответ: Это наш детский сад.
2. Детский сад (загадалка)
В этом месте нас воспитывают, чтобы мы были добрыми, вежливыми и.
хорошими.
Проводят беседы, чтобы мы не ссорились
С книгами хорошо обращались.
Учат следить за своим внешним видом и вещи правильно складывать.
Еще мусор выбрасывать учат и беречь природу.
Чтобы мы слушались потом в школе.
Мне там на рыбок смотреть нравится, они такие спокойные, если разрешат.
Ответ: Это наш детский сад.
3. Детский сад (загадалка)
В этом месте кормят очень вкусно, я все съедаю до последней крошечки.
Учат правильно на стол накрывать и блюда называть.
Доктор нам чай и витамины приносит.
Чтобы у нас иммунитет был, и мы вирусов не боялись.
Еще доктор нам волосы, уши и горло смотрит, живот трогает.
Туда надо ходить, чтобы подготовленными к школе быть.
Чтобы мы все знали и нас хвалили.
Ответ: Это наш детский сад.
1. Родина. (загадалка) (само слово не говорить)
Это место, которое человек очень любит.
Это место есть у каждого человека.
Но, «Она – всегда одна!» так говорят.
Это место, где все сердцу милое и все дорогое.
Если человек уезжает из этого места, то он очень скучает, ему хочется вернуться.
У русского человека она необъятная, большая, бескрайняя.
2. Родина. (рассуждалка) (Само слово не говорить)
Человеку она самая близкая и родная как мать и отец.
Ее даже называют матерью.
Она человека растит, а затем человек отдает ей долг: вырастает и заботится о ней.
Если человек родился, вырос и сделал очень,
много хорошего и полезного он отдал долг ей.
Он еще больше годится, что он там появился.
Если человек гордится тем местом, где он появился, он по-настоящему любит ЕЕ.
Есть такая поговорка: «Где родился, там и пригодился!
Ответ: Это Родина! Место, где человек родился.
1. Россия (Загадалка, работа с картой). (Само слово не говорить)
Это такое место, которое объединяет всех нас.
Все, кто в ней живет, все разговаривают на одном языке, на русском.
Наша – самая большая в мире, по сравнению с другими похожими местами.
Она расположена в двух частях света в Европе и в Азии.
Она объединяет Европу и Азию.
Она омывается тремя океанами: Северным ледовитым, Тихим и Атлантическим океаном.
Она простирается (тянется) от Северного Ледовитого океана до Казахских пустынь.
Ответ: Это наша страна Россия!
2. Россия (Загадалка, работа с картой). (Само слово не говорить)
Она просто огромная:
Когда на одном ее конце люди ложатся спать, то на другом конце начинается утро.
Также на одном конце может идти снег, а на другом может припекать солнышко.
Для нас она самая родная.
Она очень красивая.
Она богата полезными ископаемыми, достопримечательностями, праздниками, открытиями, героями и умными людьми.
У нее есть символы.
У нее красивое звучное имя ….
Ответ: Это наша страна, это наша Россия!
«Мир» (объяснялка) (слово не говорить)
Это то, что нужно всем и взрослым и детям!
Это то, что существует вокруг.
Это наша Вселенная – важно, чтобы он был на всей планете.
Это покой и процветание.
Это когда спокойно самому и за своих близких.
Это когда ты не боишься выйти из дома.
Когда окружающие смеются и радуются.
Это когда светит яркое солнце и чистое небо над головой.
Где все дружат друг с другом.
Когда не работает военная техника.
Когда не гремят снаряды.
Это когда нет войны.
Ответ: Это Мир!
1. Дружба (рассуждалка) (слово не говорить)
Это начинается после знакомства, люди начинают ближе узнавать друг друга.
У них появляются общие интересы. Они начинают чаще и теснее общаться между собой, чем с другими людьми.
В детском саду это может возникнуть между девочками или между мальчиками, или у девочек с мальчиками, но не у большой компании, а у двух – трех детей, у которых есть одинаковые увлечения.
Они могут вместе играть, им нравятся одни и те же игрушки, или интересуются чем-то похожим, например, космосом, лего, рыбками или животными.
Или любят книги читать, рисовать или спортом заниматься.
Ответ: Это дружба
2. Дружба (рассуждалка) (слово не говорить)
Это люди, которые скучают друг по другу, и если такие отношения возникают, то часто на всю жизнь.
При этом люди помогают друг другу. Очень важно уважать друг друга; не обижать и защищать друг друга. При неудачах - уметь пожалеть, поддержать.
Даже если поссорился, то можно решить вопрос и снова общаться, главное говорить правду.
Не бросать в беде. Помогать в трудную минуту. Знать, что тебя тоже НЕ бросят в беде.
В таких отношениях главное – преданность и доверие!
Ответ: Это дружба!
1. Флорариум (объяснялка) (Слово не говорить)
Он похож на малюсенькую теплицу, раньше его использовали, чтобы перевозить растения.
Сейчас - это террариум для растений.
Это стеклянная емкость для выращивания маленьких растений в комнате.
Он бывает разной формы : треугольной, круглой, квадратной, прямоугольной, но чаще всего бывает круглым.
Бывают открытые, бывают закрытые, это зависит от растения.
Обычно он служит для украшения комнаты.
Он небольшого размера, его можно поставить на стол и любоваться им.
Еще он дает кислород.
Ответ: Это флорариум.
2. Флорариум (загадалка) (Слово не говорить)
У нас в группе он есть и не один.
Мы делали их каждый себе.
В стеклянную емкость мы помещали не только растения, но и добавляли еще маленькие камешки, ракушки, цветной песок для украшения.
Мы создали горы, пустыни, реки.
Некоторые растения любят влажный климат - для них закрытые емкости нужны.
Но мы взяли растения для засушливого климата: (Каменную розу, Хавортию) и кактусы.
Они запасают влагу, их надо редко поливать.
Так создали условия (природу) для таких растений, которых у нас нет, которые растут тропических лесах, в горах или пустынях.
Поэтому мы можем наблюдать как растут растения жарких стран: в Южной Америке, Индии, Африке.
Ответ: Это флорариум.
3. Флорариум (загадалка) (слово не говорить)
В него можно поставить домики, фигурки животных,
затем сочинить историю или сказку и рассказать ее другим.
Уход за ними тоже другой, с листьев сметать пыль можно только кисточкой.
Поливать – только из шприца, чтобы не разрушить композицию.
Саму емкость протирать нужно мягкой, чистой тряпочкой.
Он чем-то напоминает нашу Землю.
Ответ: Это флорариум.