Елена Шевченко
Формирование основ толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Наше учреждение находиться на территории Ростовской области. Исторически так сложилось, что на Дону проживает большое количество людей различных национальностей. Мы пришли к выводу, что важной задачей для нас является воспитание детей в духе миролюбия, толерантности, уважения к основным жизненным ценностям других народов, взаимопонимания и солидарности.
Темочки:
Основная роль в воспитании у детей толерантности принадлежит семье. В своей работе мы используем как традиционные методы педагогического взаимодействия с родителями, так и инновационные формы работы. Одной из таких форм является использование инновационной педагогической технологии «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?» Э. Ф. Алиевой, О. Р. Радионовой», направленной на развитие социального партнерства института семьи и детского сада по формированию гражданской идентичности у воспитанников.
В основе педагогической технологии лежит использование сказочных историй и творческих заданий, позволяющих ребенку успешно усваивать такие понятия, как толерантность, уважение, равенство, миролюбие.
Целью нашей работы является: формирование основ толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: обеспечение равных возможностей для развития каждого ребенка независимо от национальности и социального статуса; формирование общей культуры детей, развитие социальных, нравственных качеств; повышение компетенции родителей в вопросах социализации детей.
Наиболее интересной формой работы с родителями являются творческие встречи в клубе «Большие Карапуши». Творческие встречи направлены на активное участие родителей в процессе формирования у детей установок позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Раз в квартал мы проводим МЕГА – проекты. В подготовке и проведении которых задействованы дети, педагоги, родители. Мега-проекты проводим в форме фестивалей, праздников, театрализованных постановок, спортивных соревнований. Для детей и родителей это еще одна возможность побыть вместе, проявить свои способности и таланты, порадоваться успехам других людей, поделиться секретами дружбы и взаимопонимания.
Одним из приоритетных направлений нашего учреждения стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.
Празднование Дня семьи стало в нашем учреждении традиционным мероприятием, которое решает немаловажные задачи воспитания толерантности у детей. Родители вместе с детьми знакомят воспитанников с культурой и традициями народностей, проживающих в нашем регионе.
МИНИ – проекты являются еще одной формой воспитания толерантности у детей. Они не требуют большой по времени подготовки. К их выполнению привлекаются общественные организации, социальные центры.
Наше дошкольное учреждение посещают дети из социально – реабилитационного центра «Аистенок». Они имеют возможность посещать занятия, праздники, заниматься музыкальным и физическим развитием вместе с детьми из полных семей. Общение детей ДОУ с детьми из реабилитационного центра является своеобразной «школой нравственности», направленной на формирование отзывчивости, взаимопонимания, гуманности. Родители и воспитанники детского сада совместно с детской городской библиотекой ежегодно принимают участие в благотворительной акции «Дарите книги с любовью». Дети старших групп подарили более 80 книг. Все книги подарены детям, оставшимся без попечения родителей, в социальные учреждения города Волгодонска.
Уже не первый раз наше учреждение участвует в акции "Доброе сердце». Любовь к своей стране, городу начинается с малого. Проблема бездомных животных существует в каждом городе. Такая проблема существует и в нашем городе. Эта проблема имеет и санитарный, и социальный, и нравственный аспекты. В силу экономических причин в городе нет приюта для бездомных животных. Ребята вместе с родителями собирают корм для бездомных животных и передают его волонтёрам организации "Делай Добро». Волонтеры провели урок добра для воспитанников на котором размышляли о важных нравственных ценностях: о добре, об уважении, о любви. Занятия по нравственному воспитанию каждому ребенку показали, как важны в жизни каждого человека такие качества как доброта, милосердие, добросердечность.
С детства человек впитывает от старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры. Проведение «Дня пожилого человека» помогает привить нашим воспитанникам такие важные качества личности, как вежливость, уважение, любовь к своей семье. Наш проект направлен в первую очередь на развитие духовно-эмоциональной связи между детьми и пожилыми людьми нашего города, которые приехали на строительство молодого города Волгодонска совсем молодыми, прожили и проработали здесь многие годы. Проект формирует позитивное отношения к старшему поколению как к уважаемым членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости пожилого человека. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.
Именно этот возрастной этап, когда уровень восприятия особенно высок, а образы сильны и ярки, является наиболее благоприятным для патриотического воспитания
В условиях самоизоляции дети, родители и педагоги приняли участие в флешмобе «Окна России». Они украсили окна своих квартир, домов рисунками посвященными Дню России. Дети с большим интересом приняли участие в этой акции. В процессе реализации проекта дети рассуждали о том, что такое Родина, знакомились с историей нашей страны и узнавали о том, как происходило сплочение народа в труднейшие для страны времена.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. Одной из задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители».Семья и детский сад — два важных института социализации детей. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» А. С. Макаренко.
Родители вместе с детьми приняли участие в акции семейные рисунки «Мы это Россия»
Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в нашем регионе,одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
В результате, наши выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.