Юлия Воронцова
Формирование основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста в условиях образовательного центра «PROFМалыш»
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «PROFМАЛЫШ»
Необходимость создания условий в образовательных организациях для профессионального самоопределения обучающихся обусловлена статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании, которая трактует общее образование как вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. В связи с тем, что согласно статье 10 Закона об образовании дошкольное образование является первым уровнем общего образования, целесообразно рассмотреть вопрос потребности формирования основ ранней профориентации у детей, начиная с дошкольного возраста.
Публикация «Формирование основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста в условиях образовательного центра „PROFМалыш“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
С точки зрения возрастной психологии дошкольный период характеризуется наличием противоречия между стремлением ребенка овладеть миров предметов (принять на себя определенную социальную роль) и ограниченностью его возможностей. Жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной связи с миром, поэтому разрешить противоречие представляется возможным посредством моделирования социальных взаимоотношений.
Важно, что социальной ситуацией развития ребенка дошкольного возраста является познание мира человеческих отношений, в котором взрослый выступает в обобщенной форме как носитель общественных функций. Ребенок, пытаясь войти в мир взрослых людей, воссоздает в игровых действиях и иных видах деятельности, характерных возрастному периоду, систему человеческих отношений.
Особенности мотивационной и эмоциональной сфер личности ребенка дошкольного возраста, развития мышления, процесса формирования произвольности поведения создают предпосылки для осмысления детьми мира взрослых как носителей, в том числе, профессиональных ценностей.
Таким образом, в целях формирования установки положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, социальной адаптивности и социально значимых качеств у детей, в образовательный процесс дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) должны включаться элементы ранней профориентации.
Вместе с тем необходимо учитывать, что под ранней профориентацией в дошкольном периоде понимается ознакомление детей с многообразием профессий в процессе организации образовательной деятельности разных видов и реализации культурных практик, активизация познавательного интереса к специфике профессиональной деятельности взрослых и создание эмоционально - положительного отношения к трудовой деятельности.
Задачами образовательной деятельности с воспитанниками по формированию элементарных представлений у детей дошкольного возраста о профессиях взрослых являются : развитие эмоционально - положительного отношения к человеку труда; формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых; формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда; формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
Формы и методы работы с дошкольниками : экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок; рассказы воспитателей и родителей; непосредственно образовательная деятельность; игры, праздники и развлечения; самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией :
1. Название профессии
2. Место работы
3. Материал для труда
4. Форменная одежда
5. Орудия труда
6. Трудовые действия
7. Личностные качества
8. Результат труда
9. Польза труда для общества.
Для реализации данного приоритетного направления в нашем дошкольном учреждении создана модель единого развивающего пространства для ознакомления детей с профессиями взрослых. Которая включает создание зон развивающей предметно - пространственной среды детского сада с целью ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, как в возрастных группах, так и в ДОУ с углубленным изучением конкретной профессии.
РППС в группах представлена, авторскими дидактическими играми, модулями сюжетно - ролевых игр и образовательным центром «PROFмалыш».
Более подробно, мы представляем образовательный центр «PROFмалыш». Условно центр разделен на три сектора: «Медицина», «Сфера услуг», выставочная зона. Цель данного центра, это обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации по двум отраслям деятельности человека. Направление деятельности «Медицина» представлена следующими профессиями : педиатр, окулист, ветеринар, стоматолог; направление деятельности «Сфера услуг» профессиями : кондитер, повар, парикмахер, визажист.
Содержательным компонентом деятельности в образовательном центре является организация и поведение краткосрочных образовательных практик с детьми, форма проведения индивидуальная и подгрупповая. В рамках институционального проекта ДОУ «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых через организацию образовательных практик в условиях центра «PROFмалыш», были разработаны технологические карты краткосрочных образовательных практик КОП, структура технологической карты включает: аннотацию для педагогов, цель краткосрочной образовательной практики КОП, количество часов КОП, максимальное количество участников, перечень материалов для проведения КОП, список литературы, используемой для подготовки КОП, предварительная работа по проведению КОП.
Также в ходе проекта были разработаны технологические карты по проведению с воспитанниками других видов детской деятельности, методический материал распределен по месяцам с учетом содержания отрасли деятельности человека «Медицина» и «Сфера услуг» : используются дидактические игры, пальчиковая гимнастика, логоритмика, сюжетно - ролевые игры, дидактические игры и многое другое.
Приведем примеры краткосрочных образовательных практик : «Первая помощь при порезах», «Ребенок заболел», «Полезные продукты для зубов», «Как правильно пользоваться зубной нитью», «Оказание первой помощи при ожогах», «Правильно чистим зубы», «Готовим мороженое», «Сделаем куклам красивые прически», «Изготовление заколок» и т. д.
Результаты образовательной деятельности с воспитанниками в процессе проведения краткосрочных образовательных практик в условиях образовательного центра получились достаточно интересными. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях : педиатр, окулист, ветеринар, стоматолог, кондитер, повар, парикмахер, визажист, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела.
Таким образом, у воспитанников значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
В перспективе работы центра расширение перечня отраслей, таких как «Торговля» и «Финансы».