Екатерина Евгеньевна Афанасьва
Формирование основ профессионального ориентирования детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ профессионального ориентирования детей дошкольного возраста
В настоящее время ранняя профориентация приобретает широкие
масштабы в дошкольном образовании. Если раньше работы по профориентации проводилась обычно в школе, и то в средних и старших классах, но сегодня данному вопросу отводится значимое место в дошкольной системе образования.
Ранняя профессиональная ориентация является системой мер, которая
Публикация «Формирование основ профессионального ориентирования детей дошкольного возраста» размещена в разделах
направлена на то, чтобы выявить личностные особенности, интересы и способности ребенка, осуществить сопровождение в освоении знаний о профессиях как основы будущего свободного выбора профессионального пути [3].
В дошкольном образовательном учреждении используется различные
формы и методы по формированию основ профессионального ориентирования детей дошкольного возраста
Ниже рассмотрим наиболее эффективные формы и методы, которые мы
используем в своей работе.
Одним из самых распространенных методов работы в ДОУ по формированию основ профессионального ориентирования детей дошкольного возраста является ознакомительный рассказ. Такое рассказ помогает расширить у дошкольников представления о той или иной профессии. Особо эмоциональный отклик
может вызвать встреча с интересными людьми разных профессий, который помогают детям узнать тонкости определенной профессии. В ДОУ активно реализуется технология «Гость группы», поэтому рамках решения задач профессионального ориентирования мы приглашаем людей разных профессий, родителей воспитанников с разными профессиями, которые знакомят дошкольников с организованная деятельность в группе: ознакомительные рассказы, беседы, занятия по профориентированию – рисование, лепка, конструирование; экскурсии, прогулки, сюжетно-ролевые игры, костюмированные праздники, театрализованные постановки, развлечения в свободной форме (песни, басенки, стихи) развитие центров развивающей предметно-пространственной средыобщение с родителями детей, посещающих ДОУ особенностями работы в образовании, медицине, на стройке, в полиции и т. д.
Можно использовать эвристические познавательные беседы и проблемные
задачи, побуждающие дошкольников к сравнению сопоставлению разных фактов, формулированию выводов [2].
Эффективной формой в рассматриваемом направлении является экскурсия. Благодаря экскурсиям дети могут наглядно увидеть особенности любой профессии, они могут быть реальными или виртуальными.
Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольный период,
то, конечно, нужно отвести место ей. Так, мы применяем сюжетно-ролевые игры, направленные на закрепление полученной информации о профессиях. Дети выполняют функции определенных ролей – полицейских, продавцов, пожарных, докторов, воспитателей, учителей и т. д. [4].
Также можно провести конкурс рисунков, коллажей, что позволяет обогащать и дополнять представления о профессиях. Например, конкурс рисунков «Мамина профессия», «Какие папы разные», «Профессия и семья» и т. д.
Также мы рекомендуем организовать театрализованные представления,
можно совместно с родителями воспитанников. Создавать вместе костюмы, атрибуты, декорации и др.
Также мы создаем мультимедийные презентации, которые позволяют рассказать детям о той или иной профессии, например, с врачом.
В этой презентации мы рассказываем о том, кто такой врач, описываем его
характеристики, затем рассказываем, что есть врач для детей – педиатр, затем
врач для взрослых – терапевт. А также есть и другие специалисты, которых дошкольники отгадывают с помощью загадок (рис. 3).
Рисунок 3 – Слайды мультимедийной презентации «Врач»
Мы применяем компьютерные технологии, а именно используем в образовательном процессе развивающие онлайн-игры. Учитывая направление работы, которое мы рассматриваем, то опишем онлайн-игру «Профессии». нажимаем на кнопку «Играть»
Задача ребенка заключается в том, чтобы найти нужный предмет для человека определенной профессии. Например, для пожарного нужен шланг, огнетушитель и топор. Игра привлекает детей звуковыми эффектами, которые сопровождают нажатие вариантов ответов, появление звездочек при правильном ответе, а также голосовое сопровождение каждого задания. Точно также происходит выбор с другими профессиями.
Таким образом, вопрос формирования основ профессионального ориентирования детей дошкольного возраста является весьма актуальным в современной действительности. Для того чтобы данный процесс был результативным, необходимо использовать разнообразные методы и формы работы.
Список литературы
1. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий : учеб. -метод. пособие / Балаш. фил. Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. – Балашов:
Николаев, 2004. – 46 с.
2. Лукьянова, О. Л. Формирование ранних представлений ребенка о профессиях в процессе профессиональной ориентации в ДОУ/ Педагогика. Вопросы
теории и практики. – 2020. – С. 15–19.
3. Маматова, И. С. Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ / И. С.
Маматова, Л. П. Литвинова, Е. В. Рысаева / Молодой ученый. – 2021. – № 21
(363). – С. 399–401.
4. Манухина, С. Ю. Основы профориентации. Хрестоматия: учеб. пособие.
– М. : Евразийский открытый ин-т, 2011. – 125 c.
5. Шорыгина, Т. А. Профессии. Какие они? кн. для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : ГНОМ и Д, 2005. – 93 с