Ольга Гладкова
Формирование основ правового сознания дошкольников посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире большинство родителей не имеют достаточных знаний о формировании основ правового сознания у детей. Родители готовы уважать права детей на проявление собственной воли, но в реальной ситуации часто не умеют согласовывать волю ребенка с правилами поведения, не прибегая к мерам, нарушающим его права. Часто используются методы физического воздействия и психологического давления на ребенка.
Публикация «Формирование основ правового сознания дошкольников посредством дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Права детей. Игры, дидактические пособия
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, неприкосновенность личности, достоинство, свободу совести, убеждений, мнений, и т. д. это важные условия существования и развития современного человека.
Дошкольное детство – это время когда закладывается фундамент личности и сознания, поэтому очень важно формирование ценностей правовой основы для наилучшего обеспечения интересов детей. В каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.
Дидактические игры – одна из разновидностей игр с правилами, они способствуют принятию социальных норм и уважению точки зрения других людей. Игра – основной способ обучения детей – дошкольников, именно поэтому специально организованная игра «о правах», в которой будет моделироваться ситуации с проявлением прав и обязанностей детей, будет создавать условия для формирования правовой компетентности, навыков конструктивного разрешения конфликтов уважения к другим людям, чувства собственного достоинства.
Детям не достаточно просто объяснять, что он обязан уважать мнение другого человека. Нужно специально использовать полученные знания в разных видах деятельности. В игре дети познают отношения между людьми, что формирует новые потребности : приобретение новых знаний, умений и навыков; развитие восприятия, памяти, мышления, творческих способностей.
Формированию основ правового осознания способствует созданная педагогом, развивающая предметно-пространственная среда, предполагающая развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Игра учит детей сознательному поведению в различных ситуациях: умение выполнять действия сообща, решать творческие споры, достигать договорённости, оказывать помощь, умение обсуждать проблемы и результаты оценки деятельности каждого.
На каждом возрастном этапе материал, предлагаемый детям, постепенно усложняется, что даёт детям возможность закрепить, уточнить, расширить свой социальный опыт. Знакомя дошкольников с правами, педагоги развивали элементарные представления о социальном мире, окружающих людях и отношениях между ними. Особое внимание уделялось формированию ценностных моделей поведения детей. Посредством игр раскрывали мир собственного «Я».
Проводились игры по следующей тематике:
формирование целостного представления о себе («Чем мы похожи и отличаемся», «Волшебные человечки», «Зеркальце скажи».)
формулирование своего отношения к окружающему миру («Угадай кто это», «Кто позвал», «Комплименты», «Вкусноежка», «Любопытные руки», «Помоги себе сам», «Кто я, кто ты» и другое)
знакомство детей с правом на семью (игра «Моя семья», «Кто поможет» и другое)
право на жильё (дидактические игры «Сказка на новый лад», «Теремок», «Переезд»)
формирование основ правовой компетентности («Кто нарушил правила», «Назови права героев сказки»)
общая правовая культура детей («Я не должен», «Я имею право», «Обратись по имени»)
закрепление знаний детей о праве на семью и воспитание в любви, уважение к родителям, готовность доставлять радость близким. («Доброе сердце», «Составь букет для…»)
знакомство с правом на владение имуществом («Чья вещь», «Кто бережливый»)
знакомство с правом на воспитание и образование («Дорога в школу», «Первоклассник»)
право на труд уважительное отношение к людям разных профессий («Чем пахнут ремёсла», «Кто такой»)
развитие правового мировоззрения и нравственного представления (Наши права и обязанности», «Не ошибись», «Можно или нельзя»)
Педагоги совместно с детьми и родителями проводят познавательно- развивающие мероприятия по правовому воспитанию «Мои права», «Путешествие в страну прав» и так далее. Разработаны памятки, рекомендации по вопросам формирования правовой культуры и правового сознания дошкольников.
Дети и родители через общение приобретают социальный опыт совместной деятельности и устанавливают отношения, основанные на чувстве и доверии, учатся сочетать собственные интересы и интересы других участников, обогащая свой опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений.
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что трудовая деятельность по формированию основ правового сознания для детей значима и необходима. Дети более внимательно относятся друг к другу, проявляют заботу о ближних, оказывают помощь и поддержку. Наблюдается сформированность умения видеть, законны или их нарушения.
Дети начинают увереннее анализировать, отмечать неправильные поступки окружающих людей. У них начинает проявляться индивидуальность, умение лучше и чётче выражать своё мнение, отстаивать свои взгляды.
Родители стали не только уважать права детей на словах, но и искать компромиссы между своими ожиданиями от их поведения и правами ребенка в реальной ситуации. Так же можно с уверенностью сказать, что данная работа способствовала повышению педагогической культуры и осведомленности родителей по вопросам формирования основ правового сознания детей.