Елена Набиуллина
Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством разных видов игр
▼ Скачать + Заказать документы
Е. А. Набиуллина,
МБДОУ «ЦРР-Д/С№32», г. Братск[/b]
Формирование основ финансовой грамотности дошкольников через разные виды игр.
В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными».
Публикация «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством разных видов игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности и развитию финансовой грамотности.
По определению Е. Блискавка, «финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять» [2, с. 8]. Если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, и очень часто искаженное мнение о них. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного финансового образования дошкольников. Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем. В современном образовании это предмет специальных исследований в дошкольной педагогике.
Важность обращения к проблеме формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста определяется следующими обстоятельствами, в числе которых:
социальное разделение семей с высоким и низким финансовым доходом и положением;
экономический кризис в обществе, который втягивает в товарно-денежные отношения подрастающее поколение;
кардинальную трансформацию института образования, как позитивные (вариативность школ, новые технологии в подготовке учителей и др., так и негативные (повышение оплаты за учебно-методическую литературу и др.);
поляризация детского сообщества (по материальному, образовательному и др. признакам, повышение уровня криминализации детской среды, утрата ценностных ориентации и духовная деградация;
защитные реакции детей на втягивание их в процесс самостоятельного разрешения проблемных материальных и духовных потребностей.
Ознакомление в дошкольном возрасте с экономическими представлениями способствует формированию грамотного отношения у детей к основным финансовым понятиям : продажа, покупка, деньги, товар, собственность и т. д.
Наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности является игровой метод. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Достоинство игрового метода обучения заключается в том, что он вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
Дети старшего дошкольного возраста уже могут сортировать монетки, купюры, изучают их ценность, начинают осознавать, как деньги могут конвертироваться в какие-то вещи. К этому времени дети понимают, что деньги нужны для того, чтобы приобрести какой-то товар. В этот период целесообразно с помощью игр донести до детей, что:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объяснить, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
- Сначала зарабатываем – потом тратим, «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объяснить, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей и он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, деньги – это посредник.
- Деньги любят счет. Приучить считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
- Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договориться о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
- Не все покупается. Прививать понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
- Финансы – это интересно и увлекательно!
Особое место в деятельности дошкольников занимают сюжетно - ролевые игры, в них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Использование сюжетно - ролевых игр, для обучения детей азам экономики, в доступной форме позволяет им сформировать первичные представления, закреплять и обобщать их.
Пожалуй, самая популярная экономическая игра для дошкольников – сюжетно-ролевая игра в магазин. Роль воспитателя – по ходу игры объяснить детям многие вещи: что такое деньги и зачем они нужны, откуда деньги берутся, как грамотно их тратить.
Прежде чем начать играть, детям нужно оценить каждый товар в магазине. Ведь без ценников на товарах невозможна продажа. Например: ограничив общую сумму, скажем, 100 игровыми рублями. То есть все товары в магазине вместе должны стоить 100 рублей. Чтобы ребенок разобрался, как играть, пусть продавцом сначала побудет воспитатель. А ребенок – покупателем.
Ребенок приходит в магазин с «деньгами», например «дублеры денег», и просит продать ему «вот этого щеночка» или «вон ту конфетку». Продавец называет цену: «Тридцать рублей». Ребенок отсчитывает нужное количество «денег» и получает свой товар. Так же можно ввести в игру кассира, у которого нужно получить чек в обмен на деньги. Когда воспитанник освоится с ролью покупателя, пусть попробует быть продавцом. Такая нехитрая игра учит правильно вести себя в разных житейских ситуациях.
Важная роль в экономическом воспитании детей отводится игровой деятельности с использованием сказок. В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, помогает понять экономические явления.
Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение
экономических понятий:
1. Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении
товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
(«Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк»);
2. Сказки, отражающие труд людей (Хаврошечка, Морозко, А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»);
3. Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения
народного хозяйства (С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»); 4. Сказки, которые знакомят с понятиями «деньги», «доходы», труд, распределение, обмен, производство; (С. Михалков «Как старик корову продавал», «Лисичка со скалочкой», «Огниво»);
5. Сказки, помогающие понять значение экономичность, предприимчивость, хозяйственность,бережливость. (К. Чуковский «Федорино горе», А. С. Пушкин «Сказка орыбаке и рыбке»).
Например, в игре «Кто как работает?» расширяются представления о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывается уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок. Суть игры. Показать детям черный ящик, солнышко и облако. Попросите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых? С этой целью, нарисована на доске лесенка, предлагается каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя. Затем познакомить с правилами игры:
- Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора. Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям: «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит», «Хочешь, есть калачи - не лежи на печи». Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры целесообразно устроить дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
Создание условий для игровой деятельности положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они начинают бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Область экономической действительности - одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях. Ведь человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы стать успешными, активными и финансово - образованными во взрослой самостоятельной жизни.
Литература
1. Алоева, А. Дети и деньги / Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – С. 260-266.
2. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80
3. Киреева Л. Г. / Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.