Янчук Наталья Николаевна
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
(СЛАЙД 1) Формула безопасности гласит : предвидеть опасность, при возможности избегать, при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности — всё избежать,
А где надо — на помощь позвать.
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
(СЛАЙД 2) Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в дошкольном образовательном учреждении. Выбрав разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а также облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая детей определенными знаниями, навыками, умениями, воспитывая определенные полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, мы педагоги делаем первые шаги в воспитании здорового ребенка.
Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством просвещения для реализации в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, проблема создания условий для усвоения этих знаний детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ.
(СЛАЙД 3) Очень важно сотрудничать с семьями воспитанников.
Практика показывает: многие родители сами не в ладах с этими правилами. Зачастую спички, лекарственные средства, иглы, ножницы, ножи и т. д. хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам.
Вопросы безопасности детей в детском саду и дома поднимаются и обсуждаются на родительских собраниях, при проведении акций, бесед, ознакомлении с консультациями.
Таким образом, родители, участвуя в процессе формирования знаний по ОБЖ, сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.
(СЛАЙД 4) 1. Изучив литературу, выделили ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми. Рассмотрим их.
(СЛАЙД 5) Опасности дома. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения. Вывихи, ожоги. Повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т. д.).
(СЛАЙД 6) Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого населённого пункта является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д. обеспеченность безопасности детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому - детская жизнь.
(СЛАЙД 7) Опасности в природе. К природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например ураганы, наводнения; экстремальные ситуации; растения, животные, грибы и другие явления и объекты. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, барометрическое давление, излучения, холод и др.
(СЛАЙД 8) Опасности контактов с незнакомыми людьми. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, не снижается. Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь.
Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. В работе с детьми в нашей группе мы воспитываем привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Прививаем детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формируем у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считаем необходимым создавать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
(СЛАЙД 9) 2. При разработке системы работы придерживаемся следующих принципов:
Принцип системности
Работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течение дня на каждом возрастном этапе.
Принцип наглядности
Принцип сезонности
При ознакомлении детей с природой учитывать местные условия.
Принцип возрастной адресованности
При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно, с соответствующим усложнением от группы к группе.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи
(СЛАЙД 10) 3. Безопасные условия пребывания детей в детском саду :
Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности)
Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте)
Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели.
Маркировка постельного белья и полотенец.
Правильное освещение.
(СЛАЙД 11) 4. Формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности, используемые в работе:
--комплексные и интегрированные занятия;
--практические занятия, цель - обучить конкретным навыкам тушения начинающегося пожара и спасения себя от огня и дыма, познакомить детей с правилами пожарной безопасности дома и в детском саду;
--сюжетно-ролевые игры
(СЛАЙД 12)
--экскурсии: «Пешеходный переход»; «Посещение кухни детского сада»;
--различные экскурсии, цели которых познакомить детей с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями, показать, что взрослые о них заботятся, предусмотрели необходимые действия на тот случай, если случится пожар и хотят их научить правильному поведению во время пожара;
--игры-соревнования, подвижные игры, дидактические игры, цель которых научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара.
(СЛАЙД 13)
--беседы («Наши верные друзья» (о здоровье, «Ядовитые растения», «Открытое окно, балкон как источник опасности», «Огонь добрый - огонь злой». «Эта спичка – невеличка», «В жизни всегда есть место подвигу», цель - рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма; «Что может испортить новогодний праздник?»);
--знакомство с художественной литературой (К. И. Чуковского «Путаница»; сказки «Как человек подружился с огнём», Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Пожар»);
--продуктивные виды деятельности:
-рисование: «Дома на нашей улице»;
-конструирование: «Пожарная машина»;
-моделирование и анализ заданных ситуаций: «Один дома», «Если случился пожар»
(СЛАЙД 14)
--развлечения: инсценировки сказок: «Кошкин дом»; «Красный, жёлтый, зелёный»;
(СЛАЙД 15) – памятки, презентации: «Опасные предметы»
Весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру.
Философы говорят, что «жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них» уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу моего выступления. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких