Екатерина Степанова
Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста
Особую актуальность в настоящее время приобрела тема воспитания безопасного поведения детей. За последние годы увеличилось число бытовых травм у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России, увеличилось количество детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия.
Публикация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сложившаяся сегодня обстановка вызывает беспокойство у всех людей. Изменились условия жизни, а вместе с тем изменились и правила безопасности и жизнедеятельности. Теперь они связаны с террористическими актами, большим скоплением людей, интенсивным движением транспорта на улицах города, технизацией жилища.
Особую тревогу мы испытываем за самых маленьких граждан-детей. Жизнь преподнося нам каждый день чрезвычайные ситуации, доказала о необходимости обучать не только взрослых, но и дошкольников основам безопасности. Ведь естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Ребенку интересно познавать этот удивительный мир, ему интересно абсолютно все: хочется потрогать, почувствовать, попробовать, увидеть. Именно мы: педагоги, воспитатели, родители должны быть «проводником» в этот мир безопасности. Мы должны научить различать опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое. Наша задача состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным действиям в неадекватных ситуациях.
Даже самая обычная обстановка может быть опасной, если не знать элементарные правила безопасного поведения на улице, в лесу, дома, даже на детской площадке. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются дети, которым присущи подвижность, любознательность. Следовательно, обучение детей основам безопасного поведения, является на сегодняшний день актуальной педагогической задачей. В решении, которой должны быть задействованы не только педагоги и родители, которые зачастую являются примером для своих детей, но и различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.
Таким образом, во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке. Помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, при этом важно научить дошкольника объяснить свое поведение. Если он сможет объяснить, как он вел себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. И совершенно очевидно: чем раньше дети получают сведения о том, как должен вести себя человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.
Дошкольный возраст является фундаментом формирования человеческой личности. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, опасных ситуаций. В детском саду можно использовать следующие формы организации учебно-воспитательного процесса и методы работы с детьми:
-занятия, игры-занятия;
- праздники, развлечения, досуги;
- беседы;
- тренинги;
- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;
- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,
- заучивание стихов по ОБЖ;
- отгадывание загадок, кроссвордов;
- чтение художественной литературы,
- рассматривание иллюстраций, альбомов;
- сбор фотоматериалов, просмотр видеофильмов;
- театрализованные представления,
- обыгрывание ситуаций (правильного и неправильного поведения)
- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС)
- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов,
- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать);
- работа над проектами.
Они должны быть яркими и привлекательными, заинтересовывать детей. Чаще использовать наблюдения в реальной обстановке. Использовать кружковую и театральную деятельность.
Используя вышеперечисленные формы и методы работы с детьми, мы можем научить ребенка осознанно действовать в той или иной обстановке, чтобы столкнувшись с опасной ситуацией, дети не начали решать её методом проб и ошибок, а умели находить быстрое решение проблемы с наименьшим ущербом для здоровья. Преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то ребенок мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка дошкольного возраста к некоторой логичности один из важных показателей способствующий эффективному обучению его правилам поведения в различных опасных ситуациях. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит здоровье и безопасность.
Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода. Первый – это дети 3-5 лет (младшая и средняя группа, второй – дети 5-7 лет (старшая и подготовительная группа).
Первый период - это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направленно на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них. Ребенок 4-5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить по телефону нужную информацию.
Говоря о втором периоде, то есть о детях 5-7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте : они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети могут осознанно отвечать за свои поступки, контролировать свое поведение, а так же других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а так же применением этих знаний в повседневной жизни. [2, с. 8].
Многие отечественные психологи В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, занимались вопросами формирования у детей компетентности безопасного поведения. В 1995 году была разработана программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Сейчас в дошкольных учреждениях используют различные программы по безопасности, где в доступной форме для детей от младшего дошкольного возраста до старшего доносятся знания по вопросам безопасного поведения.
Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка-дошкольника :
- опасности, с которыми может столкнуться ребенок дома (или бытовые);
- опасности контактов с незнакомыми людьми (дома или на улице;
- опасности с которыми может столкнуться на улице, проезжей части;
- опасности на природе
Насыщенность и разнообразие пособий, атрибутов, дидактического и наглядного материала позволяет каждодневно организовывать игровую деятельность, беседы, занятия, где дети получают новые знания и применяют на практике уже полученные. На примере литературных произведений таких как: «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др. можно разобрать опасные ситуации которые подстерегали героев.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах, прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен:
• пытаться самостоятельно объяснять поступки людей,
• обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет,
• быть способным к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения.
Для того чтобы ребенок четко знал и понимал, как вести в той или иной опасной ситуации, работа по формированию у него компетенций безопасного поведения, должна вестись комплексно, с непосредственным участием всех сторон образовательного процесса, ведь только работая сообща можно уберечь детей, от окружающих их опасностей.
Список литературы:
1. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые мир вокруг [Текст] / М. : Академия, 2008—152с.
2. Чермашенцева О. В. «Основы безопасного поведения дошкольников : занятие, планирование, рекомендации» [Текст] Волгоград: Учитель,2008. — 226с.