Приложение МААМ

Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста

Екатерина Степанова
Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста

Особую актуальность в настоящее время приобрела тема воспитания безопасного поведения детей. За последние годы увеличилось число бытовых травм у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России, увеличилось количество детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия.

Публикация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сложившаяся сегодня обстановка вызывает беспокойство у всех людей. Изменились условия жизни, а вместе с тем изменились и правила безопасности и жизнедеятельности. Теперь они связаны с террористическими актами, большим скоплением людей, интенсивным движением транспорта на улицах города, технизацией жилища.

Особую тревогу мы испытываем за самых маленьких граждан-детей. Жизнь преподнося нам каждый день чрезвычайные ситуации, доказала о необходимости обучать не только взрослых, но и дошкольников основам безопасности. Ведь естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Ребенку интересно познавать этот удивительный мир, ему интересно абсолютно все: хочется потрогать, почувствовать, попробовать, увидеть. Именно мы: педагоги, воспитатели, родители должны быть «проводником» в этот мир безопасности. Мы должны научить различать опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое. Наша задача состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным действиям в неадекватных ситуациях.

Даже самая обычная обстановка может быть опасной, если не знать элементарные правила безопасного поведения на улице, в лесу, дома, даже на детской площадке. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются дети, которым присущи подвижность, любознательность. Следовательно, обучение детей основам безопасного поведения, является на сегодняшний день актуальной педагогической задачей. В решении, которой должны быть задействованы не только педагоги и родители, которые зачастую являются примером для своих детей, но и различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

Таким образом, во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке. Помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, при этом важно научить дошкольника объяснить свое поведение. Если он сможет объяснить, как он вел себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. И совершенно очевидно: чем раньше дети получают сведения о том, как должен вести себя человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.

Дошкольный возраст является фундаментом формирования человеческой личности. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, опасных ситуаций. В детском саду можно использовать следующие формы организации учебно-воспитательного процесса и методы работы с детьми:

-занятия, игры-занятия;

- праздники, развлечения, досуги;

- беседы;

- тренинги;

- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;

- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,

- заучивание стихов по ОБЖ;

- отгадывание загадок, кроссвордов;

- чтение художественной литературы,

- рассматривание иллюстраций, альбомов;

- сбор фотоматериалов, просмотр видеофильмов;

- театрализованные представления,

- обыгрывание ситуаций (правильного и неправильного поведения)

- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС)

- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов,

- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать);

- работа над проектами.

Они должны быть яркими и привлекательными, заинтересовывать детей. Чаще использовать наблюдения в реальной обстановке. Использовать кружковую и театральную деятельность.

Используя вышеперечисленные формы и методы работы с детьми, мы можем научить ребенка осознанно действовать в той или иной обстановке, чтобы столкнувшись с опасной ситуацией, дети не начали решать её методом проб и ошибок, а умели находить быстрое решение проблемы с наименьшим ущербом для здоровья. Преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то ребенок мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка дошкольного возраста к некоторой логичности один из важных показателей способствующий эффективному обучению его правилам поведения в различных опасных ситуациях. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит здоровье и безопасность.

Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода. Первый – это дети 3-5 лет (младшая и средняя группа, второй – дети 5-7 лет (старшая и подготовительная группа).

Первый период - это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направленно на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них. Ребенок 4-5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить по телефону нужную информацию.

Говоря о втором периоде, то есть о детях 5-7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте : они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети могут осознанно отвечать за свои поступки, контролировать свое поведение, а так же других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а так же применением этих знаний в повседневной жизни. [2, с. 8].

Многие отечественные психологи В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, занимались вопросами формирования у детей компетентности безопасного поведения. В 1995 году была разработана программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Сейчас в дошкольных учреждениях используют различные программы по безопасности, где в доступной форме для детей от младшего дошкольного возраста до старшего доносятся знания по вопросам безопасного поведения.

Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка-дошкольника :

- опасности, с которыми может столкнуться ребенок дома (или бытовые);

- опасности контактов с незнакомыми людьми (дома или на улице;

- опасности с которыми может столкнуться на улице, проезжей части;

- опасности на природе

Насыщенность и разнообразие пособий, атрибутов, дидактического и наглядного материала позволяет каждодневно организовывать игровую деятельность, беседы, занятия, где дети получают новые знания и применяют на практике уже полученные. На примере литературных произведений таких как: «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др. можно разобрать опасные ситуации которые подстерегали героев.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах, прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен:

• пытаться самостоятельно объяснять поступки людей,

• обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет,

• быть способным к принятию

собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения.

Для того чтобы ребенок четко знал и понимал, как вести в той или иной опасной ситуации, работа по формированию у него компетенций безопасного поведения, должна вестись комплексно, с непосредственным участием всех сторон образовательного процесса, ведь только работая сообща можно уберечь детей, от окружающих их опасностей.

Список литературы:

1. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые мир вокруг [Текст] / М. : Академия, 2008—152с.

2. Чермашенцева О. В. «Основы безопасного поведения дошкольников : занятие, планирование, рекомендации» [Текст] Волгоград: Учитель,2008. — 226с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Формирование основ безопасности во второй младшей группеФормирование основ безопасности во второй младшей группе Создание условий для социально-коммуникативного развития воспитанников по разделу «Формирование основ безопасности» во второй младшей группе.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование у детей с ОВЗ основ противодействия терроризму и экстремизму в рамках недели безопасности. ФотоотчетФормирование у детей с ОВЗ основ противодействия терроризму и экстремизму в рамках недели безопасности. Фотоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. В рамках недели безопасности в нашем детском саду прошло мероприятие по формированию у детей основ.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возрастаКартотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста "Как вырасти здоровым" Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 ноября 2020 в 14:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Степанова (УИ 339034) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД