Светлана Резаева
Формирование основ безопасности детей старшего дошкольного возраста путем сюжетно-ролевых и дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели.
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности.
Публикация «Формирование основ безопасности детей старшего дошкольного возраста путем сюжетно-ролевых и дидактических игр» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Итак, актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.
Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение и драматизация, прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т. д.
Я хочу рассказать об использовании игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника. Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей.
Игры дают возможность :
• познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
• учить различать потенциально опасные предметы;
• сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
• познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
В первую очередь я использую сюжетно-ролевые и дидактические игры, главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - это отличительная особенность сюжетно-ролевых и дидактических игр.
Игры я советую использовать как звено между образовательной и самостоятельной игровой деятельностью. Так как, возникая на основе организованного или стихийного обучения, сюжетно-ролевые и дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме.
Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые и дидактические игры из серии :
- «Если возник пожар» (слайд 2, которая закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию;
- «Осторожно, тонкий лед!» (слайд 3) – закрепляет правила безопасности на льду и водоемах в осенне-зимний период;
- «Как избежать неприятностей дома» (слайд 4) – закрепляет у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; предостерегает от несчастных случаев;
- «Осторожно, террор!» (слайд 5) - формирует представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов;
- в игровой ситуация «Опасные места на пешеходном переходе» (слайд 6) дети получают представление об опасных ситуациях на дороге и правилах поведения в них;
- в сюжетно-ролевой игре «Весёлый жезл» (слайд 7) - дети закрепляют представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизируют знания, речь, память, мышление;
- в сюжетно-ролевой и дидактической играх «В стране дорожных знаков» – ребята закрепляют знание правил дорожного движения и знание дорожных знаков (слайд 8, (слайд 9);
- сюжетно-ролевая игра «МЧС» помогает расширить знания детей о работе МЧС; научить их быстро принимать правильное решении в экстремальных ситуациях; расширить словарный запас, вводя понятия «Чрезвычайная ситуация», «трагедия», «несчастье», «пожар», «помощь»; закрепить основные виды движений; воспитывать смелость, ответственность, желание прийти людям (слайд 10);
- дидактическая игра «Уроки безопасности» (слайд 11) учит разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность и как правильно реагировать в таких случаях;
- дидактическая игра «Не всякому грибу место в лукошке» (слайд 12) закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы;
- во время игры «Электроприборы» (слайд 13) дети закрепляют знания о мерах пожарной безопасности, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.
В процессе этих игр у каждого ребенка появляется уважение к труду пожарных. Дети узнают, как уберечь себя от ожогов, о том, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня. Благодаря практическим играм, учатся оказывать первую помощь при ожогах.
В процессе обучения детей основам безопасного поведения большую роль играют и словесные игры, которые построены на словах и действиях играющих. Содержание игр заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создастся ситуация, требующая осмысления последующего действия.
Например, в играх «Один дома» и «Незнакомец» (слайд 14) дети усваивают правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери. А также дети учатся отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых.
Очень детям нравиться играть и в конструктивные игры, где дети занимаются строительством и тут же повторяют правила безопасности «Построй дорогу», «Строительство моей улицы», «Дорога домой» (Слайд 15).
Часто в повседневной деятельности моделирую такие ситуации как: «дым в группе, дым из соседнего дома, что ты будешь делать», «подай ножницы правильно», «нашел таблетку в группе, твои действия». Моделирование ситуаций дает ребенку применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.
В заключении хочу сказать, используя игру как средство формирования основ безопасного поведения дошкольника, наша с вами задача заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.