Приложение МААМ

Формирование основ безопасности детей старшего дошкольного возраста путем сюжетно-ролевых и дидактических игр

Светлана Резаева
Формирование основ безопасности детей старшего дошкольного возраста путем сюжетно-ролевых и дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели.

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности.

Темочки:

Итак, актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение и драматизация, прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т. д.

Я хочу рассказать об использовании игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника. Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей.

Игры дают возможность :

• познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;

• учить различать потенциально опасные предметы;

сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

• познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

В первую очередь я использую сюжетно-ролевые и дидактические игры, главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - это отличительная особенность сюжетно-ролевых и дидактических игр.

Игры я советую использовать как звено между образовательной и самостоятельной игровой деятельностью. Так как, возникая на основе организованного или стихийного обучения, сюжетно-ролевые и дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме.

Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые и дидактические игры из серии :

- «Если возник пожар» (слайд 2, которая закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию;

- «Осторожно, тонкий лед!» (слайд 3) – закрепляет правила безопасности на льду и водоемах в осенне-зимний период;

- «Как избежать неприятностей дома» (слайд 4) – закрепляет у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; предостерегает от несчастных случаев;

- «Осторожно, террор!» (слайд 5) - формирует представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов;

- в игровой ситуация «Опасные места на пешеходном переходе» (слайд 6) дети получают представление об опасных ситуациях на дороге и правилах поведения в них;

- в сюжетно-ролевой игре «Весёлый жезл» (слайд 7) - дети закрепляют представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизируют знания, речь, память, мышление;

- в сюжетно-ролевой и дидактической играх «В стране дорожных знаков» – ребята закрепляют знание правил дорожного движения и знание дорожных знаков (слайд 8, (слайд 9);

- сюжетно-ролевая игра «МЧС» помогает расширить знания детей о работе МЧС; научить их быстро принимать правильное решении в экстремальных ситуациях; расширить словарный запас, вводя понятия «Чрезвычайная ситуация», «трагедия», «несчастье», «пожар», «помощь»; закрепить основные виды движений; воспитывать смелость, ответственность, желание прийти людям (слайд 10);

- дидактическая игра «Уроки безопасности» (слайд 11) учит разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность и как правильно реагировать в таких случаях;

- дидактическая игра «Не всякому грибу место в лукошке» (слайд 12) закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы;

- во время игры «Электроприборы» (слайд 13) дети закрепляют знания о мерах пожарной безопасности, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.

В процессе этих игр у каждого ребенка появляется уважение к труду пожарных. Дети узнают, как уберечь себя от ожогов, о том, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня. Благодаря практическим играм, учатся оказывать первую помощь при ожогах.

В процессе обучения детей основам безопасного поведения большую роль играют и словесные игры, которые построены на словах и действиях играющих. Содержание игр заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создастся ситуация, требующая осмысления последующего действия.

Например, в играх «Один дома» и «Незнакомец» (слайд 14) дети усваивают правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери. А также дети учатся отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых.

Очень детям нравиться играть и в конструктивные игры, где дети занимаются строительством и тут же повторяют правила безопасности «Построй дорогу», «Строительство моей улицы», «Дорога домой» (Слайд 15).

Часто в повседневной деятельности моделирую такие ситуации как: «дым в группе, дым из соседнего дома, что ты будешь делать», «подай ножницы правильно», «нашел таблетку в группе, твои действия». Моделирование ситуаций дает ребенку применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.

В заключении хочу сказать, используя игру как средство формирования основ безопасного поведения дошкольника, наша с вами задача заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с помощью модульного куба «Кубик Безопасности«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с помощью модульного куба «Кубик Безопасности« «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством использования модульного куба «Кубик Безопасности» Жизнь и.

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование основ пожарной безопасности в группе раннего возраста Содержательный компонент психолого- педагогической работы. Формирование пожарных основ безопасности. Группа раннего возраста. (от 2 до.

Формирование у детей с ОВЗ основ противодействия терроризму и экстремизму в рамках недели безопасности. ФотоотчетФормирование у детей с ОВЗ основ противодействия терроризму и экстремизму в рамках недели безопасности. Фотоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. В рамках недели безопасности в нашем детском саду прошло мероприятие по формированию у детей основ.

Картотека сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста. Часть 3 «Мама кормит дочку» Методика проведения. Диалог между мамой и дочкой (воспитатель и кукла или воспитатель и ребенок). Мама. Дочка, пора.

Картотека сюжетно — ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста «Детский сад» Задачи: расширить и закрепить представления детей.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ безопасности детей старшего дошкольного возраста путем сюжетно-ролевых и дидактических игр
Опубликовано: 17 июля 2024 в 21:16
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ безопасности детей старшего дошкольного возраста путем сюжетно-ролевых и дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Резаева (УИ 1258170) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 января 2025 суббота
05 января 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД