Светлана Резаева
Формирование основ безопасности детей старшего дошкольного возраста путем сюжетно-ролевых и дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели.
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для педагогов
- Дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Итак, актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.
Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение и драматизация, прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т. д.
Я хочу рассказать об использовании игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника. Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей.
Игры дают возможность :
• познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
• учить различать потенциально опасные предметы;
• сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
• познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
В первую очередь я использую сюжетно-ролевые и дидактические игры, главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - это отличительная особенность сюжетно-ролевых и дидактических игр.
Игры я советую использовать как звено между образовательной и самостоятельной игровой деятельностью. Так как, возникая на основе организованного или стихийного обучения, сюжетно-ролевые и дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме.
Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые и дидактические игры из серии :
- «Если возник пожар» (слайд 2, которая закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию;
- «Осторожно, тонкий лед!» (слайд 3) – закрепляет правила безопасности на льду и водоемах в осенне-зимний период;
- «Как избежать неприятностей дома» (слайд 4) – закрепляет у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; предостерегает от несчастных случаев;
- «Осторожно, террор!» (слайд 5) - формирует представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов;
- в игровой ситуация «Опасные места на пешеходном переходе» (слайд 6) дети получают представление об опасных ситуациях на дороге и правилах поведения в них;
- в сюжетно-ролевой игре «Весёлый жезл» (слайд 7) - дети закрепляют представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизируют знания, речь, память, мышление;
- в сюжетно-ролевой и дидактической играх «В стране дорожных знаков» – ребята закрепляют знание правил дорожного движения и знание дорожных знаков (слайд 8, (слайд 9);
- сюжетно-ролевая игра «МЧС» помогает расширить знания детей о работе МЧС; научить их быстро принимать правильное решении в экстремальных ситуациях; расширить словарный запас, вводя понятия «Чрезвычайная ситуация», «трагедия», «несчастье», «пожар», «помощь»; закрепить основные виды движений; воспитывать смелость, ответственность, желание прийти людям (слайд 10);
- дидактическая игра «Уроки безопасности» (слайд 11) учит разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность и как правильно реагировать в таких случаях;
- дидактическая игра «Не всякому грибу место в лукошке» (слайд 12) закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы;
- во время игры «Электроприборы» (слайд 13) дети закрепляют знания о мерах пожарной безопасности, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.
В процессе этих игр у каждого ребенка появляется уважение к труду пожарных. Дети узнают, как уберечь себя от ожогов, о том, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня. Благодаря практическим играм, учатся оказывать первую помощь при ожогах.
В процессе обучения детей основам безопасного поведения большую роль играют и словесные игры, которые построены на словах и действиях играющих. Содержание игр заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создастся ситуация, требующая осмысления последующего действия.
Например, в играх «Один дома» и «Незнакомец» (слайд 14) дети усваивают правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери. А также дети учатся отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых.
Очень детям нравиться играть и в конструктивные игры, где дети занимаются строительством и тут же повторяют правила безопасности «Построй дорогу», «Строительство моей улицы», «Дорога домой» (Слайд 15).
Часто в повседневной деятельности моделирую такие ситуации как: «дым в группе, дым из соседнего дома, что ты будешь делать», «подай ножницы правильно», «нашел таблетку в группе, твои действия». Моделирование ситуаций дает ребенку применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.
В заключении хочу сказать, используя игру как средство формирования основ безопасного поведения дошкольника, наша с вами задача заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.