Ирина Коршунова
Формирование опыта работы по теме «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах»
▼ Скачать + Заказать документы
Задумываясь над проблемой дорожно-транспортного травматизма в нашей стране, её ужасающей статистике, особенно с участием детей, я решила внести свой посильный вклад в решение данной проблемы. Работая в детском саду, я могу попытаться сформировать навыки безопасного поведения у самых маленьких участников дорожного движения- наших детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому я считаю, что с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения.
Публикация «Формирование опыта работы по теме „Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Мой опыт работы формировался из нескольких этапов:
Первый этап- Подготовительный.
Задачи:
- изучение литературы по данной теме;
-создание необходимых условий (мотивационных, организационных, информационных, материально-технических) для работы по данной теме;
- разработка перспективного плана работы по теме;
- подбор диагностических методик для диагностики ЗУН дошкольников по данной теме.
Второй этап- Основной.
Задачи: организация работы с детьми по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.
Третий этап –Аналитический
Задачи:
- выявление уровня ЗУН по данной теме;
- корректировка планов работы в соответствии с выявленными проблемами.
На основании изученного я разработала цели и задачи, которых хочу добиться при применении данного опыта работы.
Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
В работе с детьми я руководствовалась следующими правилами:
-учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями ;
- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Большое значение старалась уделять обогащению предметно-развивающей среды. В группе был создан центр активности «ПДД» с различными играми и атрибутами, направленный на стимуляцию познавательной активности детей. По моему мнению важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя полностью, а побуждала ребенка к ее поиску.
Центр активности «ПДД» в группе оснащен:
- дидактическими играми по правилам уличного движения;
- учебными макетами;
- книгами разных авторов на соответствующую тематику;
-строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;
- транспортом;
- настольно-печатными играми;
- художественными произведениями по правилам дорожного движения;
- иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;
На основе проведенных мероприятий я разработала перспективный план работы с детьми и родителями по данной теме. План разработан для разных возрастных групп, также включает мероприятия по работе с родителями.
Некоторые затруднения изначально вызвали у меня диагностические исследования ЗУН дошкольников. Проанализировав методическую литературу, я отобрала подходящие диагностические методики:
Для младших и средних групп:
- наблюдение в различных видах деятельности
- игры
-беседы по теме
-методика «Предметные картинки» (исп. транспорт и люди)
- изучение продуктов детской деятельности (рисунков, аппликаций по теме)
Для старших и подготовительных групп:
- наблюдение в различных видах деятельности
- игры
-беседы по теме
- тест «Подбери слова»
- тест «Дорожная история»
- тест «Запомни рисунок»
- методика «Продолжи предложение»
- методика «Закончи историю»
- несложные эксперименты (дидактические игры, отдельные поручения)
Свою тему я попыталась пронести через весь воспитательно-образовательный процесс. И в непосредственно образовательной деятельности, и в самостоятельной деятельности детей я использовала словесные игры по теме, настольно-печатные и дидактические игры, подвижные игры, активное чтение художественной литературы. При работе по теме активно использовала разработанный перспективный план.
В работе с детьми я старалась активно использовать имеющуюся на территории ДОУ тренировочную учебную площадку, где дети закрепляют навыки безопасного поведения на дороге, также целевые прогулки к знакам и светофору.
Особое внимание в своей работе я старалась уделять работе с родителями. Особенность получения детьми основ безопасного поведения зависит от сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Чтобы этого добиться я использовала различные формы работы :
- индивидуальный диалог;
- приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;
- проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;
- информационные стенды, папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя на улицах города вместе с ребенком с учетом возраста детей;
На основе ранее собранных методик я провела диагностику ЗУН образовательной области «Безопасность», в которую входит блок «Дорожная безопасность». По итогам диагностического исследования я выявила области, на которые необходимо обратить особое внимание (например, знание детьми дорожных знаков, и планирую строить свою дальнейшую работу с учетом выявленных проблем.
По итогам работы можно сказать : формирование безопасного поведения дошкольников на дорогах и улицах –процесс длительный и трудоёмкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых. Хочется надеяться что работа в данном направлении принесёт в будущем хорошие плоды, и знания, полученные детьми, помогут им избежать неприятностей на дороге.