Анна Миронова
Формирование нравственных качеств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, а также привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности.
Публикация «Формирование нравственных качеств дошкольников» размещена в разделах
Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Вопросами нравственного воспитания дошкольников занимались такие ученые и педагоги, как Т. И. Пониманская, В. А. Сластенин, С. А. Козлова, В. И. Ядэшко, Л. Р. Болотина, И. А. Каирова.
Идея Р. С. Буре о нравственном воспитании как о целенаправленном систематическом воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм послужила концептуальной опорой проекта.
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникшее отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
Воспитание нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми. Разработка методов и средств воспитания нравственных качеств личности и привычек нравственного поведения является в настоящее время одной из главных задач, которая ставится обществом и родителями перед педагогами и психологами.
Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.
Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого ребенка. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений, оно совершается и углубляется в процессе их нравственного осознанного осуществления.
Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности.
Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка интенсивно начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям, любовь к матери и отцу и т. д.
На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: честности, правдивости, чувства долга, интернационализма, любви и уважения к труду. Первые проявления этих чувств ещё очень наивны: чувство интернационализма, например, сначала выражается в форме симпатии к людям других национальностей. Формирование нравственных чувств чаще всего начинается с привычки. Воспитание нравственных привычек можно начать очень рано, когда ребёнку ещё не исполнилось года и когда он ещё не в состоянии понять объяснения взрослых. В таком возрасте его просто приучают быть добрым.
Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.
Нравственное поведение – это поведение глубоко социальное, основанное на принятых человеком моральных принципов, на его мировоззрении. Привычка нравственно поступать в соответствии с нравственными правилами вырабатывается у ребёнка только в том случае, если требования со стороны взрослых в семье, в детском саду будут предъявляться ребёнку постоянно. Таким образом, в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе моральным нормам, формируется характер будущего гражданина.
Планирование любой работы с дошкольниками всегда осуществляется в соответствии с возрастными особенностями. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской деятельности отбираются в соответствии с задачами нравственного воспитания. Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений.
Традиционно формирование нравственных черт личности осуществляется в процессе всей воспитательно - образовательной работы с детьми: на занятии, в повседневном общении, в играх, труде и. т. д. Поэтому как самостоятельный раздел нравственное воспитание не планируется. Традиционно формирование нравственных черт личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми: на занятии, в повседневном общении, в играх, труде и. т. д. Поэтому как самостоятельный раздел - нравственное воспитание не планируется. Однако формирование навыков поведения (вежливого и заботливого отношения к окружающим людям) требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирования, т. к. формирование навыков – процесс очень длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий.
Анализ изученной литературы, программно-методических материалов, наблюдения за детьми в группе по развитию социально - коммутативной компетентности позволил нам установить причины низкой сформированности нравственных качеств дошкольников.
• Низкий уровень знаний нравственных норм, правил и ценностей у дошкольников
• Дошкольники имеют ограниченный словарь словесной вежливости.
• Не все дошкольники имеют привычку нравственно поступать в соответствии с нравственными правилами, договариваться, помогать друг другу, уступать.
• Имеются частичные знания основных правил и норм поведения, но не всегда понимаются и соблюдаются ими в совместной деятельности.
• Снижена активность детей в участии в коллективных делах.
Формирование навыков поведения (вежливого и заботливого отношения к окружающим людям) требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирования, т. к. формирование навыков – процесс очень длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий.
Для родителей организуются совместные занятия с детьми, в которых родители совместно со своими детьми создают работы. В таких занятиях ребенок чувствует родительскую поддержку и ребенок горд тем, что может чему-то научить их. Также предлагаем домашние задания, в которых родитель – ребенок изготавливают заготовки для будущей совместной работы, а на праздничном мероприятии создаем одну большую коллективную работу.
С помощью бесед, дидактических игр, моделирований ситуаций, чтения художественных произведений, показа презентаций воспитываем у детей доброжелательные взаимоотношения, учим сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.
Таким образом, воспитание нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми. Разработка методов и средств воспитания нравственных качеств личности и привычек нравственного поведения является в настоящее время одной из главных задач, которая ставится обществом и родителями перед педагогами и психологами.
Литература
1. Буре Р. С. Социально- нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.- 80с.
2. Дыбина О. В. Педагогическая диагностика компетентности дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.- 64с.
3. Есина Л. Д. Воспитание культуры поведения у дошкольников. -М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.-96 с
4. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. – Москва. Педагогическое общество России, 2005.-128с.
5. Петрова В. И., Стульчик Т. Д. Нравственное воспитение в детском саду. Программа и методические рекомендации. -2-изд., испр. И доп. - М. :