Папки-передвижки

Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников в процессе ознакомления с малой Родиной»

Токмачева Нина
Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников в процессе ознакомления с малой Родиной»
▼ Скачать + Заказать документы

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. А вернее сказать, возвращают нас в то прошлое, когда патриотизм был особо значимой частью в воспитании подрастающего поколения. Президент выдвигает задачу становления нравственно-патриотических ценностей как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.

Темочки:

«Надо ли воспитывать чувство патриотизма?» - на мой взгляд, ответ может быть только утвердительным. В подтверждении правильности этой мысли можно привести слова И. А. Ильина: «Одно из проявлений духовности, той самой духовности, которая делает человека личностью, а нацию народом, здоровым и непобедимым, является любовь к родной земле. Быть русским - это значит воспринимать Россию сердцем, видеть любовью её драгоценную самобытность». Но нужно ли в современном обществе знать традиции, нравственные нормы, которыми руководствовались наши предки? Ответ так же в словах в словах И. А. Ильина. «…Чтобы дети думали русскими словами, чтобы почуяли в себе кровь и дух своих предков, чтобы наша Россия процветала, наши дети должны с младенчества «напитаться» любовью к родной земле».

Научить ребенка любить свою Родину, отчий дом, родной край в наше время не очень просто. Засилье иностранных игр, мультфильмов не способствуют этому. Поэтому опытом нашей работы стало формирование духовно-нравственной культуры дошкольников.

В рамках опыта был разработан модуль «Наша родина-Россия». В данном модуле реализовывались проекты «Мой родной край» и «Россия — моя страна». Представим вашему вниманию работу по проекту «Мой родной край», посвящённый нашей малой родине – городу Старый Оскол.

Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников представлений о малой Родине и её национально-культурных традициях.

Задачи:

1. Формировать у дошкольников представление о культурном наследии родного края.

2. Развивать познавательные способности детей.

3. Воспитывать у старших дошкольников начала гражданской позиции.

Знакомство с городом проводилось в нескольких направлениях.

1. История создания города Старый Оскол.

2. Музеи города (краеведческий, художественный)

3. По улицам Старого Оскола.

4. Промышленные объекты города.

5. Профессии наших родителей.

6. Знаменитые люди, прославившие наш город.

7. Природа родного города.

8. Достопримечательности Старого Оскола.

Ребенок очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов. Сколько лет городу? А что было раньше на месте нашего города? Знакомство с историей города начинается с празднования дня рождения города, и обязательным мероприятием является виртуальная экскурсия «Первые шаги по родному городу», по городу с красивыми микрорайонами, скверами, разноцветными клумбами, цветочными композициями.

Раньше наш детский сад сотрудничал с городским краеведческим музеем, экскурсоводы приносили в детский сад экспонаты, проводили заочные экскурсии. В настоящее время, в связи с обстановкой, проводим виртуальные экскурсии по музеям. Краеведческий музей стал центром ознакомления с нашим городом. Виртуальные музеи - это хорошо, но ребёнок не соприкасается с экспонатами, не окунается в атмосферу прошлого. Поэтому мы постарались, чтобы у детей была возможность запечатлеть в своём сознании всё увиденное через продуктивную деятельность. Так, после экскурсии «Крепость – Старый Оскол», дети сами строили сначала крепость, а затем и город вокруг.

Была организована в детском саду выставка по краеведению. Дети просмотрели фотографии из истории возникновения нашего города, познакомились с его традициями, памятниками, храмами. Узнали о старооскольской игрушке-свистульке, старооскольских мастерах, знаменитых людях. Смотрели фотографии города во время ВОВ, узнали о его защитниках, и возложили цветы в день освобождения Старого Оскола на «Аллее славы».

Сотрудничество со школьным музеем МБОУ «Гимназия №18» помогает более полно знакомить детей с бытом жителей Белгородчины. В музее дети могут соприкоснуться с древностью, своими руками потрогать экспонаты.

Очень хотелось создать что-то подобное и в нашем детском саду. Так было положено начало создания мини-музея. Была проведена большая совместная работа воспитателей, родителей и детей. И получилось. Теперь дети могли чаще посещать музей и окунуться в атмосферу прошлого, играть с игрушками и пробовать их создавать.

Большая работа была проведена по ознакомлению с промышленными объектами города, проводили экспериментальную работу по исследованию камней и определению железной руды. Но когда спросили детей, кем работают их родителей, ответа не получили. Было решено создать альбом «Профессии наших родителей». Дети и родители с радостью включились в эту работу. Дети приносили фотографии родителей на рабочем месте. В альбом так же вошли рисунки детей на тему «Кем я хочу быть». Каждый из ребят с восторгом и гордостью, глядя на презентацию данного материала, рассказывал о профессии своих родителей.

Познакомились со знаменитыми людьми, прославившими наш город, в основном – это были спортсмены, и сами, играя, перевоплощались в них.

Какая же любовь к Родине может быть без познания живой природы! Любование красотой родной природы, бережное отношение к ней, понимание преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю. Проводили игры по ознакомлению с родной природой: «С какого дерева листок?», «Чьё гнездо?», «Что лишнее?» и другие, проводили выставки работ по продуктивной деятельности. Познакомились с Красной книгой и узнали, какие растения, и животные нашей области в неё занесены.

Для более эффективной работы по ознакомлению с родной природой в группе создана соответствующая среда: уголок живой природы, зона коллекций семян, камней, гербариев; мини-лаборатория «Почемучка», оборудованная материалами для детского экспериментирования.

С достопримечательностями Старого Оскола знакомились по фотографиям и виртуальной экскурсии.

Полученные знания закреплялись с помощью мультимедийных игр созданных педагогами, которые очень любят наши воспитанники, а также в рабочих тетрадях «Мир Белогорья» программы «Дошкольник Белогорья».

Реализация проекта способствовала формированию представлений о малой родине, её национально-культурных традициях и воспитанию любви к родному городу.

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Искусство как средство нравственно-эстетического и духовного воспитания дошкольников. Опыт работыИскусство как средство нравственно-эстетического и духовного воспитания дошкольников. Опыт работы Разностороннее развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников в процессе ознакомления с малой Родиной»
Опубликовано: 27 января 2025 в 20:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников в процессе ознакомления с малой Родиной»» (включая файлы) размещена пользователем Токмачева Нина (УИ 1610344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД