Елена Ильюшонок
Формирование навыков у детей 3–4 лет в составлении из нераспространенных простых предложений распространенных
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 302»
Сообщение из опыта работы по речевому развитию
«Формирование навыков у детей 3 – 4 лет в составлении из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них дополнений, обстоятельств»
Подготовила: воспитатель
Ильюшонок Елена Михайловна
Г. Новосибирск 2021 г.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
– он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
Публикация «Формирование навыков у детей 3–4 лет в составлении из нераспространенных простых предложений распространенных» размещена в разделах
Речевое развитие детей направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Одно из направлений речевого развития – это формирование грамматического строя речи.
Грамматический строй речи - это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов).
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления». Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка
В нашем детском саду мы работаем в соответствии с Основной Образовательной программой ДОУ, в основе которой заложена основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В разделе речевое развитие поставлены следующие задачи по формированию грамматического строя речи:
- Продолжать учить детей согласовывать
прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственно-
го и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей
(утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения
грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Учить детей получать из нераспространенных простых предложений
(состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные
путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с дополнениями (Мы пойдем в зоопарк
и увидим слона, зебру и тигра).
Возьмем одну из задач - Учить детей составлять из нераспространенных простых предложений
(состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные
путем введения в них дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами
В своей работе, по формированию грамматического строя использовала
Методику развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой О. С., Струниной Е. М.
В формировании грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активизацией поиска ребенком правильной формы слова, в синтаксических упражнениях, в вопросно – ответной форме.
В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений — простые и распространенные. Использование игровых сюжетов помогает детям заканчивать предложение. Например, провожу игру «Что умеет делать Гена?». Взрослый начинает: «Гена умеет поливать цветы, подметать пол, мыть посуду.» Детям предлагаю картинки, и они называют действия персонажей, видимые и воображаемые, т. е. перечисляют однородные члены предложения, составляя предложения по картине, строят распространенные и сложные конструкции, связывая их по смыслу, используя разные средства связи.
Пример обогащения предложения дополнениями :
Перед детьми наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка, фрукты (яблоки, апельсины, лимоны, животные (кошка, собака, корова, теленок, мебель (столы, стулья, шкафчики). Сначала составляю предложения о том, что (кто) нарисовано на картинке.
Затем начинаю предложение, а дети продолжают:
- Мама купила в магазине морковь, лук, капусту
- У бабушки в деревне живут кошка, собака, корова, коза.
- В лесу живут. (дети перечисляют, а потом прошу повторить предложение полностью. И так по аналогии с любой группой картинок.
Также даю детям обобщающие слова («Как можно одним словом назвать столы, стулья, шкафчики?» – «Мебель»).
Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения. Например,
- В магазине купили новую мебель: стол, стулья, шкаф, диван, кровать.
- В овощном магазине продают вкусные фрукты: лимоны, яблоки, апельсины.
Дети продолжают предложение, а потом вслед за мной повторяют его полностью.
На занятия по развитию речи, при составлении рассказа по сюжетной картине (например «Весна») , спрашиваю у детей, -Что изображено на картине? Проговариваю – Дети вышли на улицу гулять. Потом прошу повторить за мной предложение полностью. Затем дети сами проговаривают. –На крыше висят сосульки. И так далее.
Во время прогулки, наблюдая за природой, перечисляем _- «На участке растут березы, ели, сосны». При наблюдении за птицами, проговариваем – «К кормушке прилетели птицы». «К кормушке прилетели синички, голуби, воробьи». «На березе сидит ворона, она каркает».
Таким образом, можно проследить последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей младшего дошкольного возраста: дети учатся из односложных ответов на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его (с помощью воспитателя) за счет дополнений, обстоятельств, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению сложных предложений.
Все упражнения проходят в игровой занимательной форме, с использованием игрушек и картинок, сюрпризных моментов, сказочных персонажей, дидактических игр, инсценировок.