Папки-передвижки

Формирование навыков техники чтения обучающихся на самоподготовке с детьми ОВЗ и пути их совершенствования

Ирина Михайловна Сурженко
Формирование навыков техники чтения обучающихся на самоподготовке с детьми ОВЗ и пути их совершенствования
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование навыков техники чтения обучающихся

на самоподготовке с детьми ОВЗ и пути их совершенствования

Уметь читать в широком смысле

этого слова – значит, извлечь

из мертвой буквы живой смысл.

К. Д. Ушинский

Уверенное владение навыком чтения является одним из важных условий успешности ребенка в учении. В период информационных технологий читательские навыки сегодняшних учащихся вызывают тревогу, как у педагогов, так и у родителей.

Публикация «Формирование навыков техники чтения обучающихся на самоподготовке с детьми ОВЗ и пути их совершенствования» размещена в разделах

Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать, а чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к действительности.

Чтение – это труд ни одного дня. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волнует педагогов начальных, средних и старших классов. Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах.

Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Поэтому скорость чтения влияет на успеваемость ученика.

Перед учителем стоит проблема – как научить читать быстро и осознанно. В работе по обучению технике чтения учитывается взаимосвязь и взаимодействие чтения вслух и молча; чтения, говорения и слушания, чтения и понимания.

При работе выделяю следующие группы упражнений, направленные:

• на развитие речевого аппарата;

• расширение оперативного поля чтения;

• развитие правильности, безошибочности восприятия текста;

• развитие догадки (антиципации) на различных уровнях;

• развитие скорости чтения вслух и молча;

• развитие внимания и памяти в процессе восприятия;

• преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.

Чтобы дети правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приёмами чтения, можно дать им определённые ориентиры, составить памятки, правила. Например:

Памятка «Как читать правильно»

1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3. При чтении будь внимателен к каждому слову.

4. Старайся понять, о чём читаешь.

5. Читай ежедневно вслух и «про себя».

Система тренировочных упражнений наполнена богатым и разнообразным материалом, которые на самоподготовке занимают 10-15 минут урока и включают в себя последовательно выполняемые упражнения. В своей работе использую «Практическое пособие по обучению чтению» И. Т. Федоренко, «Резервы обучения чтению» В. Н. Зайцева.

1. Дыхательная гимнастика. (Вдох, задержка дыхания, выдох. Вдох, выдох порциями. Задуйте свечу – одну, три, много. Выдох со счетом - на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.).

Использование скороговорки (хором) :

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка (до полного выдоха).

Можно поработать и над интонацией произносимого.

2. Развитие речевого аппарата. (Чистоговорки, скороговорки, логоразминка -отработка артикуляции гласных (а,о,у,ы,и,э – по порядку, в различных сочетаниях – ау, оиэ, уыаи, согласных (Г-С, С-Г, наращивание С-С-Г,С-С-С-Г, чтение слов и словосочетаний на определённое время (слова с общим корнем, сочетания существительного с прилагательным, слова, отличающиеся одной буквой.

3. Интонационная разминка. Понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. В начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений.

* Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.

* Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).

* Ставить логическое ударение в предложении.

4. Развитие оперативного поля чтения и памяти.

Игра «Весёлый фотограф» - быстро показываю слоги, слова, дети «фотографируют» и называют мне. Восприятие 2-3 слов за короткое время (0,5 с, затем в виде «пирамидки» до 8 слов. Работа по таблицам И. Т. Федоренко: чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на самоподготовке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует «ситуацию успеха».

5. Развитие гибкости и скорости чтении вслух и молча, умение угадывать последующий текст. Для разграничения чтения вслух и молча упражнение «Губы» - читать «про себя» - к плотно сжатым губам прикладывают палец. «Жужжащее» чтение. «Угадай» - дочитывание предложений, текстов с пропущенными окончаниями. «Финиш» - как можно быстрее дочитать до указанного слова, задаются контрольные вопросы по содержанию прочитанной части. Упражнения «Буксир», «Молния», «Наперегонки» в парах, хором, под «метроном», чтение в темпе скороговорки, «Игра в прятки» - начинаю читать предложение, дети находят и продолжают.

6. Упражнения по антиципации частей устойчивых словосочетаний (используются сначала предложения, затем поговорки и тексты с пропущенными словами).

Использую различные игровые виды работ (кроссворды, загадки, шифровки, викторины). У детей развивается память, внимание, логическое мышление.

На правильность чтения влияет : поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение «про себя», образцовое чтение учителя, прием «Догони» - это разноскоростное чтение учителем текста. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за ним. Путем внезапной остановки на каком-либо слове, учитель осуществляет выборочную проверку. Ученик должен показать слово или продолжить чтение.

В 3-4 классе очень широко использую работу консультантов, работу в паре, где дети самостоятельно оценивают ответы своего соседа. Если первый вариант читает отрывок, то второй вариант непросто слушает, но и потом пересказывает его и наоборот. Причем пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с творческим дополнением, это зависит от задания учителя.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. Использую в работе 56 видов работы над текстом, описанные в журнале «Начальная школа» (Козырева А. С. 56 видов работы над текстом, Начальная школа. – 1990 г. - № 3, - с. 27).

Необходимо, начиная с первого класса, на уроках и во внеурочной деятельности прививать ученикам интерес к чтению.

Для этого использую следующие направления:

- Посещение библиотек (Ведь, очевидно, что пробудить интерес к чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой.)

- Проведение конкурсов, викторин, литературных путешествий, карнавал литературных героев, где дети являются самыми главными и активными участниками.

- Инсценирование произведений, чтение и рассказывание учителем сказок, стихотворений.

- Оказание помощи при выборе книг с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

- Включение в уроки чтения заданий творческого, поискового характера, на которых непосредственное чтение литературного произведения органично переплетается с рисованием, лепкой, сочинительством, толкование пословиц о книге и труде.

Подытоживая выше сказанное хочется закочить высказыванием Сесиль Лупан:«Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать».

Список литературы

1. Васильева М. С., Оморокова М. И., Светловская Н. Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997, Гл. 5 «Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения»

2. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г. -32с.

3. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников. // Начальная школа. – 2003. - №6 – с. 5-14.

4. Козырева А. С., Яковлева В. И. Виды работ над текстом на уроках чтения. // Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 27-29.

5. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1975.

6. Никитина Л. В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – с99 101.

7. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.

8. Рудченко Л. И. Коррекционно-развивающие занятия – Волгоград: Учитель, 2007.

9. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. – 1989 - №5 – с. 15-17

10. Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. - № 6 – с. 12- 16.

Приложение: памятки для родителей и детей

Памятка 1 для родителей

1. Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 минут в день.

2. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.

3. Если ребёнок устал, проведите физкультминутку.

4. Хвалите ребёнка за чтение.

Памятка 2 для детей

1. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.

2. Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.

3. Читай вслух бегло –произнося первый слог, смотри на второй.

Памятка 3 для детей

1. Читай молча правильно, осознанно, с соответствующей скоростью (быстрее, чем вслух).

2. Те места, которые легче читать, читай быстрее.

3. Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.

Памятка 4 для детей и родителей

1. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.

2. Перелистывайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.

3. Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.

4. Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.

Памятка 5 для родителей

1. До и во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.

2. Спросите, чем понравилась книга ребёнку, что нового из неё он узнал.

3. Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии.

4. Какие слова или выражения запомнились ему?

5. Чему учит эта книга?

6. Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»

1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.

3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.

8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

«Если стихотворение большое или трудно запоминается»

1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки

2. Выучи первый отрывок.

3. Выучи второй отрывок.

4. Повтори первый и второй отрывки вместе.

5. Выучи третий отрывок.

6. Расскажи наизусть всё стихотворение.

7. Повтори стихотворение ещё раз перед сном.

8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

Публикации по теме:

«Чтение без принуждения». Игры для закрепления первоначальных навыков чтения«Чтение без принуждения». Игры для закрепления первоначальных навыков чтения "Чтение без принуждения"ИИгры для закрепления первоначальных навыков чтения. Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Как писала в предыдущей.

Формы и методы работы с детьми и формирование элементарных навыков безопасного поведения на воде в зимний период «Формы и методы работы с детьми и формирование элементарных навыков безопасного поведения на воде в зимний период» Задача взрослых состоит.

«Прочитай по первым буквам». Дидактическая игра для развития навыков чтения детей 5–6 лет«Прочитай по первым буквам». Дидактическая игра для развития навыков чтения детей 5–6 лет «Прочитай по первым буквам» - дидактическая игра для развития навыков чтения детей 5-6 лет. Описание: В игре используются карточки с картинками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков техники чтения обучающихся на самоподготовке с детьми ОВЗ и пути их совершенствования
Опубликовано: 23 ноября 2024 в 10:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков техники чтения обучающихся на самоподготовке с детьми ОВЗ и пути их совершенствования» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Михайловна Сурженко (УИ 3484646) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД