Cветлана Ворончихина
Формирование навыков сравнения у дошкольников с ОНР при помощи игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники с общим недоразвитием речи, обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются нарушения зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность графического образа буквы.
Публикация «Формирование навыков сравнения у дошкольников с ОНР при помощи игр и упражнений» размещена в разделах
Одним из основных приёмов словесно-логического мышления является процесс сравнения - простой логический прием, требующий концентрации внимания. Он предусматривает установление сходства или различия предметов по признакам.
Овладение детьми таким процессом как сравнение наиболее легко происходит с помощью различных игр и упражнений. Играя, дети учатся сравнивать предметы, буквы и находить сходства и различия. Это является одним из необходимых условий успешного обучения в школе.
В старшем дошкольном возрасте сравнение с поиском причин сходства и различия проходит в два этапа:
1 этап - выделяются признаки сходства и выясняется, почему объекты похожи;
2 этап - выделяются признаки различия и выясняется, почему объекты не похожи.
Все игры и упражнения направлены на развитие словаря ребёнка, фразовой речи, речевого оформления суждений и умозаключений.
Учим ребёнка искать одинаковые свойства или признаки предметов.
Можно использовать следующие задания:
а) В полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 катушки, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребёнка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовёт их. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые?
б) Среди нескольких игрушек или предметов ребёнку предложите отыскать два одинаковых.
Учим ребёнка искать различные свойства предметов.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: научить детей среди нескольких других предметов находить отличающийся по какому-либо признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.
Оборудование: карточки с 4 предметными картинками или 4 отдельных предметных картинки, 3 предмета на которых изображены одинаковые предметы, а один - отличается от них каким-либо признаком.
Описание. Взрослый показывает карточку с изображением 4 предметов (или 4 отдельные картинки) и задает вопрос: «Какой предмет здесь лишний?»
Дети (или ребенок) должны правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему они так думают.
Игра «Что не подходит?»
Цель: научить детей выделять среди нескольких других предмет, отличающийся от остальных по какому-либо главному признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.
Оборудование: ряд из 3-4 знакомых ребенку предметов или карточка с 3-4 предметными картинками, среди которых два-три предмета (картинки) относятся к одной группе, а один предмет (картинка) не подходит к остальным по какому-либо признаку.
Описание. Взрослый показывает ребенку ряд предметов или карточку с 3-4 предметными картинками и задает вопрос: «Какой предмет в этом ряду не подходит к остальным?» Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему он так думает.
Учим ребёнка сравнивать предметы.
Предлагаемые ниже упражнения учат сравнивать предметы между собой, искать черты сходства и отличия. Кроме того, они способствуют концентрации внимания, что также потребуется от ребёнка, когда он пойдёт в школу.
Игра «Сравни пары картинок»
Цель:
1. Обогащение и активизация словаря, развитие фразовой речи, формирование навыка сравнения пар предметов, изображённых на картинках.
Оборудование: Парные картинки с предметами, отличающимися по какому-либо признаку
Описание: Детям последовательно выставляются пары картинок и предлагается найти и назвать что общего у машины и самолёта и чем они отличаются. Для усложнения игры можно не использовать картинки, а дети выполняют задание, опираясь на собственные знания и данных предметах.
Игра «Найди отличия»
(подбираются слова написание которых отличается по одному признаку)
дом-лом
дочка-бочка
сук-лук
Игра «Сравни слова»
(подбираются слова написание которых отличается по двум признакам)
рука-луна
томик-гномик
домик-дымок