МААМ-картинки

Формирование навыков составления описательных рассказов у старших дошкольников

Оксана Шикова
Формирование навыков составления описательных рассказов у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье раскрываются особенности формирования навыков составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР III уровня.

Ключевые слова: связная речь, описательный рассказ, коррекционная работа, развитие речи.

Темочки:

Овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности – человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение с другими людьми и может внятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с кем-либо о той или иной совместной деятельности, а также руководить коллективом. Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний. Одним из требований к речевому развитию старших дошкольников, выдвигаемых образовательными стандартами, является умение составлять описательный рассказ, так как именно в этом случае происходит взаимодействие языка и мышления ребенка. [2].

Актуальность темы данной статьи заключается в том, что многие исследования по методам развития речи дошкольников,посвященные диагностике навыков описательного, повествовательного и творческого рассказов направлены на совершенствование речевых возможностей, а не на преодоление самого нарушения– именно поэтому навыки по описательному рассказу оказываются несформированными в большей степени, так как данный вид является более трудным, чем те же умения правильно пересказывать или же повествовать.

Результаты нашего исследования показали, что дети способны к овладению составления больших текстов из личного опыта, и рассказам- описания. Но их уровень значительно отстает от детей с нормой речевого и психического развития. Дети с нарушением нуждались в помощи педагога.

В. К. Воробьева подчеркивает, что трудности обучения описательной речи связаны также с тем, что внутренняя смысловая организация описательного связного сообщения не имеет жесткой программы, а носит условный, субъективный характер и зависит от последовательности выделения качеств предмета или характеристик явления в зависимости от целей коммуникации. [1]

Формирование навыков составления описательных рассказов, приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится одной из главных целей в развитии связной речи.

Методика работы по развитию связной речи дошкольников освещена в ряде научных и научно-методических работ по логопедии Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, таких как "Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни", и "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада".

В «Программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни» приводятся рекомендации по формированию связной речи в соответствии с периодами обучения. В I периоде первого года обучения (сентябрь-ноябрь месяцы) они должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во II периоде (декабрь-март) совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их серии, рассказов-описаний, простых рассказов. В III периоде (апрель-июнь, наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе – с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.).

Главная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного и выразительного пересказов литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинениям из собственного опыта. Очень важна роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связноймонологической речи относятся обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и т. д.)и устному сочинению по воображению.

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. По мнению Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, методика обучения строится с учетом отмечаемых у таких детей речевых нарушений и особенностей психического и познавательного развития. [3]

Для того, чтобы дети с таким нарушением речи как - общее недоразвитие речи, усваивали школьную программу успешно, необходимо проведение специальной коррекционной логопедической работы по формированию умения планировать собственное высказывание, умения ориентироваться в диалоге, связно и понятно для окружающих и самого ребенка передавать содержание готового текста, а также самостоятельно определять семантику своего высказывания.

В соответствии с выше сказанным можно порекомендовать, такие методы как:

1. Наблюдение за окружающим миром.

2. Чтение дошкольникам художественной литературы.

3. Дидактическая игра.

4. Творческое рассказывание.

5. Пересказ короткого текста.

6. Самостоятельное рассказывание по памяти.

Тщательный отбор методов и приемов для улучшения связных описательных высказываний у детей дошкольного возраста, способствующих развитию связной речи, совершенствованию развернутых описательных рассказов, умение описывать предмет или объект.

Таким образом, проанализировав методы и средства обучения рассказыванию старших дошкольников с общим недоразвитием речи, можно прийти к выводу, что не существует универсальных методов и средств. Каждый учитель-логопед сам определяет, какие методы и средства будет использовать в коррекционной работе, а их выбор зависит от конкретного ребенка и особенностей его развития. В процессе коррекционной работы целесообразно использовать ведущую деятельность детей дошкольного возраста – игру, которая способствует лучшему усвоению полученного материала.

Список литературы:

1. Воробьева В. К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. – 2019. – 134 с.

2. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология. – 2018. – 190 с.

3. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей /Т. Б. Филичева// М. - "Гном-Пресс"- 2011. –с. 80.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. "Составление описательных рассказов о зиме". Цель: создавать условия для развития речи детей.

Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем Задачи. 1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков составления описательных рассказов у старших дошкольников
Опубликовано: 15 сентября 2024 в 00:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков составления описательных рассказов у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Шикова (УИ 3362999) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД