Оксана Шикова
Формирование навыков составления описательных рассказов у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье раскрываются особенности формирования навыков составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Ключевые слова: связная речь, описательный рассказ, коррекционная работа, развитие речи.
Публикация «Формирование навыков составления описательных рассказов у старших дошкольников» размещена в разделах
Овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности – человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение с другими людьми и может внятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с кем-либо о той или иной совместной деятельности, а также руководить коллективом. Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний. Одним из требований к речевому развитию старших дошкольников, выдвигаемых образовательными стандартами, является умение составлять описательный рассказ, так как именно в этом случае происходит взаимодействие языка и мышления ребенка. [2].
Актуальность темы данной статьи заключается в том, что многие исследования по методам развития речи дошкольников,посвященные диагностике навыков описательного, повествовательного и творческого рассказов направлены на совершенствование речевых возможностей, а не на преодоление самого нарушения– именно поэтому навыки по описательному рассказу оказываются несформированными в большей степени, так как данный вид является более трудным, чем те же умения правильно пересказывать или же повествовать.
Результаты нашего исследования показали, что дети способны к овладению составления больших текстов из личного опыта, и рассказам- описания. Но их уровень значительно отстает от детей с нормой речевого и психического развития. Дети с нарушением нуждались в помощи педагога.
В. К. Воробьева подчеркивает, что трудности обучения описательной речи связаны также с тем, что внутренняя смысловая организация описательного связного сообщения не имеет жесткой программы, а носит условный, субъективный характер и зависит от последовательности выделения качеств предмета или характеристик явления в зависимости от целей коммуникации. [1]
Формирование навыков составления описательных рассказов, приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится одной из главных целей в развитии связной речи.
Методика работы по развитию связной речи дошкольников освещена в ряде научных и научно-методических работ по логопедии Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, таких как "Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни", и "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада".
В «Программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни» приводятся рекомендации по формированию связной речи в соответствии с периодами обучения. В I периоде первого года обучения (сентябрь-ноябрь месяцы) они должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во II периоде (декабрь-март) совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их серии, рассказов-описаний, простых рассказов. В III периоде (апрель-июнь, наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе – с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.).
Главная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного и выразительного пересказов литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинениям из собственного опыта. Очень важна роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связноймонологической речи относятся обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и т. д.)и устному сочинению по воображению.
Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. По мнению Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, методика обучения строится с учетом отмечаемых у таких детей речевых нарушений и особенностей психического и познавательного развития. [3]
Для того, чтобы дети с таким нарушением речи как - общее недоразвитие речи, усваивали школьную программу успешно, необходимо проведение специальной коррекционной логопедической работы по формированию умения планировать собственное высказывание, умения ориентироваться в диалоге, связно и понятно для окружающих и самого ребенка передавать содержание готового текста, а также самостоятельно определять семантику своего высказывания.
В соответствии с выше сказанным можно порекомендовать, такие методы как:
1. Наблюдение за окружающим миром.
2. Чтение дошкольникам художественной литературы.
3. Дидактическая игра.
4. Творческое рассказывание.
5. Пересказ короткого текста.
6. Самостоятельное рассказывание по памяти.
Тщательный отбор методов и приемов для улучшения связных описательных высказываний у детей дошкольного возраста, способствующих развитию связной речи, совершенствованию развернутых описательных рассказов, умение описывать предмет или объект.
Таким образом, проанализировав методы и средства обучения рассказыванию старших дошкольников с общим недоразвитием речи, можно прийти к выводу, что не существует универсальных методов и средств. Каждый учитель-логопед сам определяет, какие методы и средства будет использовать в коррекционной работе, а их выбор зависит от конкретного ребенка и особенностей его развития. В процессе коррекционной работы целесообразно использовать ведущую деятельность детей дошкольного возраста – игру, которая способствует лучшему усвоению полученного материала.
Список литературы:
1. Воробьева В. К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. – 2019. – 134 с.
2. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология. – 2018. – 190 с.
3. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей /Т. Б. Филичева// М. - "Гном-Пресс"- 2011. –с. 80.