Дарья Карпочева
Формирование навыков самообслуживания у детей во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Богачева Дарья Петровна, воспитатель
МАДОУ ЦРР-детский сад «Звёздный», г. Баймак
Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путём включения ребёнка в активную трудовую деятельность. Одним из видов трудового воспитания является самообслуживание.
Публикация «Формирование навыков самообслуживания у детей во второй младшей группе» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В детском саду у детей формируются навыки самообслуживания, направленные на удовлетворение их личных повседневных потребностей. У детей формируются такие качества как самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к вещам и трудолюбие.
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей очень сложный и длительный процесс, требующий большого терпения педагога и понимание ребенка. Педагог обучает детей правилам поведения : за столом - во время приема пищи, в умывальной комнате при выполнении гигиенических процедур, в приемной - при одевании и раздевании. Дети учатся производить все действия правильно и в определенной последовательности. Чтобы формирование навыков самообслуживания было успешно, следует использовать разнообразные эффективные методы и приемы.
Как известно, дети воспринимают лучше наглядность, поэтому в первую очередь воспитатель использует наглядные методы и приемы. Воспитатель использует наглядные
алгоритмы одевания и раздевания. Ребенок может подойти и посмотреть, что надеть в первую очередь, а что потом. И так постепенно малыш запоминает и доводит навык одевания до автоматизма. То же самое происходит и с алгоритмом умывания. Ребенок смотрит на картинку и делает действия умывания в соответствии с алгоритмом. Также создаются большинство красочных наглядных пособий, чтобы дети учились застегивать разнообразные застежки и замки, шнуровать, завязывать бантики и т. д.
Также очень эффективно использовать сюрпризный момент, когда приходит герой,
который просит ребят чему-то его научить, например, умываться. Или кукле Маше надо
помочь одеться на прогулку вместе с ребятами. Дети активно принимают участие в таких мероприятиях, им нравится помогать и кого-то самим обучать.
Большую роль в формировании навыков самообслуживания играет предметно-развивающая среда, поэтому ее следует всегда обогащать и обновлять атрибутами трудовой
деятельности, различными пособиями с застежками и замками, материалом для развития
мелкой моторики пальцев и координации рук.
Также формированию навыков самообслуживания способствует чтение художественной литературы, например К. И. Чуковского «Федорино горе». И после прочтения обязательная беседа, где дети совместно с педагогом сделают определенные выводы.
Основная деятельность детей – игра, поэтому она организовывается так, чтобы дети,
играя, овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании. Например, одевали
кукол в красивые платья, застегивали им застежки, расчесывали, сами наряжались
в наряды, устраивали праздничные ужины и т. д. Проводится серия дидактических игр:
«День рождения Степашки», «Накормим куклу» и др.
Также детям очень нравится театрализованная деятельность. Педагог показывает детям небольшие спектакли, например: «Как лисенок пошел на день рождения к зайчонку», «Как мишка учился ложку держать».
Очень важно, чтобы ребенок сам многократно выполнял действия самообслуживания. А педагогу необходимо множество раз объяснять и повторять, как правильно выполнять действия. Например, что, прежде чем надеть колготки, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, туфли надо поставить так, чтобы они смотрели друг на друга; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них «перед» и т. д. Одновременно с объяснением воспитатель показывает определенные действия. А также необходимо не забывать про похвалу, ведь для него это тяжелый труд, и он справился. Поощрения вызывают у ребенка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать, побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности. Главное не перестараться!
Также следует понимать, что достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если присутствует поддержка родителей. Следует организовывать ряд консультаций, индивидуальных беседы, во время которых объясняется родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки, жизненно необходимые
навыки. Следует донести родителям, что чрезмерная опека над детьми и помощь в одевании может привести к развитию лени и пресечь желание самого ребенка трудиться,
заботиться о себе, сделать что–то самому.