Светлана Халбаева
Формирование национального самосознания детей 6–7 лет через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Любой опыт педагогической деятельности формируется на основе решения тех проблем, которые связанны, прежде всего, с ситуацией, возникающей в процессе воспитания ребенка. В нашем дошкольном учреждении в результате разрешения проблемной ситуации национального характера зародился опыт работы по формированию национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста. А именно, на примере двух культур, русского и бурятского народов, мы постарались у детей 6-7 лет сформировать признаки этнической идентичности, т. е в этом возрасте ребенок приобретает первые фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности, происходит осознание своей национальной принадлежности» И поэтому нередко в таком возрасте у детей возникают вопросы по поводу национальности. Для того чтобы в более доступной форме разъяснить детям суть вопроса, педагогический коллектив решил достигнуть цели через организацию проектной деятельности.
Публикация «Формирование национального самосознания детей 6–7 лет через проектную деятельность» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Проект назывался «Кто живет в краю родном?». Основная цель, которую ставил перед собой коллектив это изучение истории коренных народов Сибири, знакомство с бытом и традициями бурятского народа, создание учебно-методического материала. По типу проект -информационно - творческий. По продолжительности - долгосрочный. По характеру контактов в рамках дошкольного учреждения. Проект состоял из шести этапов:
1 этап - Целеполагание (актуальность, цели и задачи) ;
2 этап - Обеспечение проектной деятельности (подготовка учебно - методических материалов, подбор литературы, фильмотеки, подбор музыки, игротеки и. д) ;
3 этап - Основные направления реализации проекта (создание папок -передвижек, создание мини- музея, макетов, оформление тематических выставок, просмотр фильмов, познавательные занятия, организация сюжетно -ролевых игр, практические семинары для педагогов) ;
4 этап - Предполагаемый результат (сформировать у детей знания о родном крае, о коренном населении Сибири - бурятах, иметь представления о национальных традициях русского и бурятского народа);
5 этап - Презентация проекта (музыкальное развлечение «Кто живет в краю родном») ;
6 этап - Продукт проектной деятельности (мини- музей «Жилище бурят», национальные костюмы бурят, макеты национальных узоров) .Участниками проекта были дети старшего возраста (6-7лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников. Успех реализаций проекта во многом зависел от теоретического и практического знания педагогов по данному вопросу. Конечно, безусловно, большую роль сыграла информационно- практическая работа, проделанная с коллективом. Это знакомство с традициями и обычаями бурятского народа на практических семинарах. Коллектив, знакомился традициями и обычаями бурятского народа, с национальной кухней, учились готовить национальное блюдо «позы», варить «саламат», учились танцевать национальный танец «Ёхор», знакомились с национальным костюмом бурят, разучивали бурятские игры, слушали народные песни т. д. Был создан мини- музей «Жилище бурят», сшиты для детей и взрослых бурятские костюмы, созданы папки -передвижки «Буряты - коренные жители Сибири», «Традиции и обычаи бурят», «Национальные праздники», «Бурятские игры», «Легенды и мифы бурят». В процессе реализации проекта особое значение педагоги уделяли вопросу сходства и различия быта и традиции двух культур, русского и бурятского. Формирование национального самосознания дается только в сравнении. Посещая мини - музеи дети учились сравнивать быт двух культур. На тематических занятиях знакомились с народными праздниками бурятского народа «Сагаалган», «Сур-Харбан», «Наадан». Разучивали бурятские игры «Шагэ», «Барялдан».Это не возможно было бы сделать, если б не многолетний опыт работы по изучению русской культуры. В течении многих лет в дошкольном учреждении ведется работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Создан мини- музей «Русская изба», создана богатейшая костюмерная по русским народным костюмам, разработаны авторские тематические занятия, собраны педагогические опыты педагогов дошкольного учреждения, проводились музыкальные развлечения и утренники, посвященные русским народным праздникам. Такие как «Масленица», «Пасха», «Ярмарка», «Рождественские колядки».
Казалось, и все задуманное удалось! Есть продукт проектной деятельности. Накоплен опыт. Расширили представления детей об истории и культуре родного края, познакомили с народами, живущими в Сибири (бурятами) .
Дали представления о национальностях. И все таки было ощущение не завершенности, и в тот момент возникла идея, провести музыкальное развлечение «Кто живет в краю родном?». Целью этого развлечения было показать соприкосновение двух культур русского фольклора и бурятского этноса. Сценарий подразумевал, что Сибирячек путешествует по Сибири. В
начале путешествия он оказывается в русской деревне. Там его знакомят с традициями и обычаями русского народа, через русский фольклор. Затем путешественник отправляется в бурятские степи, где его приглашают в бурятскую юрту и знакомят с бурятским этносом, а именно происхождением бурятского народа. Финалом этого развлечения была общая песня о дружбе двух народов «Край родной». Слова к этой песне были написаны музыкальным руководителем Маштаковой И. Г. Вот несколько строк из этой песни:
Светом солнечным залитый край родной!
Наклонились ветки ивы над рекой.
Здесь красивый и могучий, славный наш Байкал
Здесь бурят и русский дружен, верным другом стал!
Это развлечение явилось для нашего коллектива итогом огромной
проделанной работы, а нашим воспитанникам, закрепляющим этапом всего
того, с чем они познакомились на протяжении реализации всего проекта.
Мы были горды тем, что наша идея полностью оправдалась. Результатом работы явилось то чувство у детей и взрослых, которое не возможно оценить какими то критериями, это прежде всего самосознание своей принадлежности, это формирование чувства любви и гордости к своему народу и уважение к истории своего края.