Приложение МААМ

Формирование моторной готовности дошкольников к обучению в школе

Зацепина Мария
Формирование моторной готовности дошкольников к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из проблем, с которыми сталкивается современная педагогика – рост количества детей, не готовых к школьному обучению. Причинами являются: генетические факторы, неблагоприятные социальные факторы, недостаточное общение родителей с детьми, все меньшее участие малышей в хозяйственно – бытовых делах семьи. Недостаточная готовность к школьному обучению в свою очередь приводит к трудностям в обучении, а иногда и к неуспеваемости. Одно из проявлений неготовности ребенка к школе – недоразвитие ручной умелости, то есть неумение ребенка выполнять целенаправленные действия руками. Известно, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Изучая психику детей, деятельность их мозга, ученые отмечают стимулирующее значение функции руки и заключают, что формирование речевых центров головного мозга совершается под воздействием кинестетических импульсов, идущих от кончиков пальцев. Неловкость пальцев говорит о том. Что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержатся результаты исследований (Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев стимулирует не только речь, но и развитие внимания, мышления, памяти, оптико – пространственного восприятия, зрительной и двигательной памяти.

Публикация «Формирование моторной готовности дошкольников к обучению в школе» размещена в разделах

Родителей и педагогов волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? Один из практических ответов на оба вопроса – развитие мелкой моторики пальцев рук и улучшение координации движений рук, ибо уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для последующего формирования речи.

Дети, у которых недостаточно развита мелкая моторика, не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто правильно держать в руках карандаш. У них недостаточно развиты навыки самообслуживания: они не умеют самостоятельно умываться, пользоваться полотенцем, носовым платком, одеваться и обуваться, правильно пользоваться столовыми приборами и т. п. Как правило, такие дети нерегулярно посещают детский сад, а их родители не задумываются о всесторонней подготовке ребенка к школьному обучению, в том числе и о развитии моторики. Многие мамы не придают особого внимания бытовым «мелочам»- как уборка. Мытье посуды, посильная стирка и работа на приусадебном участке. Порой они лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговицы, завязывании шнурков, вечно спеша и считая своих детей еще слишком маленькими. На первый взгляд, многие из этих бытовых умений не имеют никакого отношения к школьной деятельности, но в действительности являются базовыми, так как формируют ручную умелость.

Работа по формированию ручной умелости у детей дошкольного возраста разносторонняя и многообразная. Она может быть организована в трех направлениях:

- массаж, специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев рук, разнообразные спортивные занятия и игры;

- обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, формирование навыков самообслуживания, посильная помощь членам семьи;

- формирование моторики в специально созданных ситуациях с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности.

Пальчиковые игры, по сути, трудно переоценить: они развивают ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. На кистях рук располагается множество активных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно связанные с ними.

Самомассаж кистей и пальцев рук.

Этот массаж желательно сопровождать веселыми стихами.

1. Массаж поверхностей ладоней мячиками – ежиками.

(Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами, приговаривая) :

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад – вперед его качу.

Вправо – влево как хочу.

Сверху – левой, снизу – правой,

Я его катаю браво.

2. Массаж шестигранными карандашами.

(Грани карандаша легко активизируют нервные окончания, снимают напряжение).

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

3. Массаж грецкими орехами.

(Катать орех между ладонями. Прокатывать орех между двумя пальцами, приговаривая) :

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Упражнения для кистей.

1. «Цветок»

(ладони пальцами вверх, образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу).

Солнце поднимается,

Цветочек распускается (развести пальцы в стороны).

Солнышко садится,

Цветочек спать ложится (соединить пальцы).

2. «Пароход»

(обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижать друг к другу – «ковшик», большие пальцы поднять)

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.

3. «Шарик»

(пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками)

Надуваем быстро шарик,

Он становится большим (дуют на ладони и пальцы – они принимают форму шара).

Шарик лопнул,

Воздух вышел (хлопок).

Стал он тонким и худым (пальцы возвращаются в исходное положение).

Статические упражнения для пальцев рук.

1. «Зайка и ушки»

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат (пальцы в кулачок, указательный и средний пальцы вверх и шевелить ими в разные стороны).

2. «Петушок»

(ладонь вверх. Указательным пальцем упереться в большой, остальные пальцы растопырить и поднять)

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

3. «Собака»

(правую ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный вытянуть и соединить, мизинец попеременно опускать и поднимать)

У собаки острый носик,

Есть и шейк, есть и хвостик.

Динамические упражнения для пальцев рук

1. «Мы считаем»

Можно пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно разгибать пальцы сначала правой руки, затем левой руки, начиная с большого).

2. «В детский сад»

(сжать пальцы в кулак; поочередно разгибать их, начиная с большого; при словах «Встали братцы все» широко расставить пальцы в стороны)

Большой палец встал один,

Указательный – за ним.

Средний будет безымянный,

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – ура!

В детский сад идти пора.

3. «Братцы»

(Ладонь положить на стол, прямые пальцы соединить. Раздвигать сначала мизинец и безымянный, затем средний и указательный. Большим пальцем «звать» братцев и «кормить их кашей)

Пошли два братца

Вместе прогуляться.

За ними еще два,

Старший не гулял.

Громко их позвал.

За стол их посадил,

Вкусной кашей накормил.

Пальчиковые игры

1. «Ежик»

Если встретишь ты ежа,

Зря его не обижай

(Сцепить пальцы обеих рук замком)

Против каждой злючки

Выставит колючки.

(Не расцепляя рук. Распрямить пальцы)

Не боится еж в лесу

Ни медведя, ни лесу,

Ни лося, ни волка.

Вот какой он колкий!

Лишь увидит еж врага

Вмиг свернется и ага!

(Расположить сцепленные руки с выставленными пальцами – колючками на уровне левого плеча, переместить на уровень груди и прижать пальцы к тыльной стороне ладони, переместить на уровень правого плеча и снова растопырить пальцы – колючки. Затем переместить на уровень груди и к левому плечу. Совершать эти движения в ритме стиха, как своеобразный танец ежика).

2. «Будь внимательным»

На карточке нарисована круговая тропинка, разделенная на шесть цветных секторов. В каждом секторе находится один лесной зверь (картинка) ребенок должен поставить все пять пальчиков на дорожку в любом месте. Вместе читают стишок:

По лесной дорожке

Бегал ежик Прошка:

Топ! Топ! Топ! (10 -12 раз) Стоп!

Ребенок, перебирая пальчиками под стишок, двигает руку по тропинке по часовой или против часовой стрелки. Как только взрослый скажет: «Стоп!», ребенок должен прекратить движение руки и посмотреть, рядом с кем он остановился. Если это опасный для ежика зверь (медведь, волк, лиса, то нужно сжать руку в кулачок и сказать:

«Я большой колючий еж! Ты, лиса (медведь, волчок, меня не трожь!» Если это безобидный зверь (белка, заяц, лось, то руку сжимать в кулак не надо. При этом ежик говорит: «Я не трус! Я не трус! Я ведь белку (лося, зайца) не боюсь!»

3. «Леший путает дорожки»

У избушки бабки Ежки

Леший путает дорожки.

(выставить из кулачков указательные пальцы и быстро покрутить ими вокруг друг друга).

Ты по каждой пробеги

(пробежать по столу выставленными из кулачка указательным и средним пальцами – «ножками»)

Их распутать помоги.

(выставить из кулачков указательные пальцы и быстро покрутить ими вокруг друг друга, а обратном направлении)

Рекомендации, которые следует соблюдать при проведении пальчиковых упражнений и игр:

- после каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);

- пальцы следует нагружать равномерно.

Помните: умелыми пальцы становятся не сразу. Только систематические игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш, ручку, способствуют развитию внимания, мышления, речи и готовит детей к овладению навыкам письма и чтения. Это в будущем поможет избежать проблем в школьном обучении.

Список литературы

1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2003.

2. Белкина В. Н. Дошкольник : Обучение и развитие. Ярославль, 1998.

3. Журнал «Логопед. № 3, 2008.

4. Кольцова М. М. ребенок учится говорить. М., 1979.

Публикации по теме:

Упражнения для детей от пяти до семи лет. Подготовка к обучению в школеУпражнения для детей от пяти до семи лет. Подготовка к обучению в школе 1. Актуальность Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Консультация для педагогов и родителей «Развитие зрительно-моторной координации дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Развитие зрительно-моторной координации дошкольника» Очень важен для обучения ребенка в школе его уровень развития координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных.

Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе»Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе» Подготовка детей к школе в детском саду - задача комплексная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование моторной готовности дошкольников к обучению в школе
Опубликовано: 11 июля 2024 в 10:13
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование моторной готовности дошкольников к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем Зацепина Мария (УИ 928490) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД