Получи документы

Формирование мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта

Юлия Ежова
Формирование мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта
▼ Скачать + Заказать документы

Полное название проекта: «Спешим в школу».

Автор проекта: Ежова Юлия Валерьевна

Продолжительность проекта: долгосрочный, 3 месяца (февраль, март, апрель).

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители

Публикация «Формирование мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта» размещена в разделах

Проблема: мотивационная готовность является важной составляющей психологической готовности ребенка к школьному обучению, которая включает в себя сформированные познавательные и социальные мотивы. При ведущей роли последних, развитие мотивационной готовности ребенка к школьному обучению предполагает формирование правильных и разносторонних представлений ребенка о школе, о школьных требованиях. У детей подготовительной группы преобладают игровые и оценочные мотивы к обучению в школе, у них не сформирована позиция школьника.

Актуальность проекта

Поступление в школу является одним из важнейших этапов в жизни каждого ребёнка. Происходит резкая смена условий и режима жизни ребенка. Школьное обучение, состоящее из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка.

Вопрос формирования мотивации к школе старших дошкольников и младших школьников не утратил своей актуальности и сегодня, по причине изменившейся социальной ситуации. Современная социальная ситуация развития детей дошкольного и младшего школьного возраста приводит к тому, что дети рано теряют интерес к учёбе.

Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы - проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики поступающего в школу ребенка, которое дает ему возможность успешного начала обучения. В самом общем виде проблема школьной готовности заключается в соответствии психических свойств, качеств ребенка требованиям школы.

Цель проекта

Повысить интерес к школе и сформировать у детей подготовительной группы положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Задачи проекта

Для детей:

- развитие интереса детей к школе

- повышение уровня мотивации к обучению в школе.

- повышение уровня развития коммуникативных навыков;

- получить эмоциональный отклик от своей работы.

- формировать правильные и разносторонние представления ребенка о школе, о школьных требованиях. ,

[b]Для родителей:[/b]

- рост уровня информированности родителей о преемственности ДОУ и школы;

- активное участие родителей в жизни детского сада и группы;

- повышение компетентности родителей.

- участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды

- участие родителей в проводимых мероприятиях в рамках проекта («Спешим в школу»).

Для педагогов:

- осуществление в ДОУ образовательной деятельности в рамках обозначенной проблемы;

- оформление проекта;

- формирование представлений детей о школе;

-вызвать у детей интерес к предлагаемой деятельности, расширять и обобщать знания детей о правилах поведения в школе

- повысить родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки

Ожидаемые результаты

Для детей: - сформированность у детей старшего дошкольного возраста «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;

- накопление большого багажа знаний о школе;

- снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;

- нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;

- повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.

- у детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.

- обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

Для педагогов: реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте; повышение уровня знаний детей по теме «Школа»

Для родителей: развитие интереса к формированию мотивации к обучению в школе; повышение грамотности родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе; формирование чувства ответственности за психологическую подготовку детей к школе.

Проблемный вопрос:

Что нам нужно знать о школе, чтобы хотеть учиться?

У детей не сформирована мотивационная готовность к обучению в школе, дети с трудом представляют формы деятельности в школе, не могут воспроизвести образ школьника, у них не развит интерес к познанию нового, отмечается невысокий уровень коммуникабельности со сверстниками и взрослыми, ведущим видом деятельности для них остается игра, им сложно сосредоточиться на учебных задачах.

Продукт проекта

Коллаж «Это мы- будущие первоклассники!».

Сроки реализации 3 месяца (февраль-апрель 2023)

На этапе подготовки была оформлена предметно-развивающая среда группы. Совместно с детьми и родителями нами был оформлен уголок первоклассника. В уголок мы поместили школьную парту, доску, куклу-ученицу, куклу-учителя, портфель и школьные принадлежности, букварь, набор картинок «Школьные помещения», дидактические игры на лексическую тему «Школа». Уголок организован таким образом, чтобы каждый ребёнок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности. Кроме этого, нами в группу был внесен колокольчик, который мы использовали, чтобы оповестить ребят о начале какого-либо мероприятия (звонок на урок). Так же на подготовительном этапе в групповом чате в социальной сети ВКонтакте мы сообщили родителям о предстоящем проекте, о роли родителей в решении проблемного вопроса. Кроме этого с детьми была проведена беседа о проекте, в ходе которой мы познакомили детей с темой проекта. Мы предложили детям послушать рассказ девочки Арины, которая уже учится в школе и узнала там очень много нового и интересного. При подведении итогов беседы мы подвели детей к формулировке гипотезы о том, что создание фотоколлажа, на котором будет показано, что в школе дети не только учатся читать и писать, но и получают новые знания, весело проводят время на переменах, у них есть уроки по рисованию и физкультуре поможет другим детям проявить желание пойти в школу и стремиться получать знания.

Деятельный этап решили разделить на три блока по трем направлениям: формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учителю, формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию знаний, ориентация дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведения.

Первый блок включил в себя мероприятия направленные на знакомство детей со школой, на то чтобы у детей сформировать положительное отношение к школе и учителю. В ходе данного этапа были проведены следующие мероприятия. Беседа «Знакомьтесь школа», цель которой познакомить детей со школой. В ходе беседы дети познакомились со стихотворением Л. Г. Кинцель «Первоклассник», далее детям задавали вопросы о школе.

Формирование мотивационной готовности к школе невозможно без знакомства с самой школой ее помещениями, особенностями, поэтому нами была организована экскурсия в школу. В ходе экскурсии дети познакомились со зданием школы, учителем начальных классов и директором школы. Дети проявляли интерес к экскурсии они задавали директору и учителю много вопросов, таких как трудно ли учиться? Как дети ходят в школу? Интересно им учиться? Остальные дети рассматривали школу, слушали учителя и директора.

Для того, чтобы закрепить знания, полученные в ходе экскурсии, была проведена дидактическая игра «Кто работает в школе?". Дети рассматривали иллюстрации и называли профессии, которые есть в школе: директор, завуч, учитель, педагог, секретарь, библиотекарь. Игру проводили несколько раз, постепенно усложняя ее. Так вначале дети описывали иллюстрации и называли профессии, а после нескольких проведений игры дети описывали профессию, оборудование, которое необходимо профессии, а другие дети угадывали.

Для того чтобы сформировать представление о школе ежедневно проводилось чтение стихов о школе (А. Барто «Мама или я?», М. Бородицкая «Первоклассник», М. Садовский «Первое сентября» и др., а так же просмотр мультфильмов о школе.

Для расширения знаний о школе, а так же формирования положительного отношения к учителю, была проведена беседа «Беседа о школе. Знакомство с профессией – Учитель». В ходе беседы мы знакомили детей со школьными принадлежностями, учили собирать портфель, познакомились с первыми книгами в школе. Так же нами была проведена НОД «Что такое школа?», в ходе которой, дети учились сравнивать детский сад и школу, искали отличия. На данное занятие мы пригласили учителя начальных классов, она провела с детьми игры, и давала детям задания. Для закрепления полученных знаний на данном этапе была проведена дидактическая игра «Путешествие в школу». Поле для проведения данной игры нам подготовили родители мальчика дома вместе с сыном они отбирали иллюстрации, а задания и вопросы подготовили родители. Игра очень понравилась детям мы проводили ее несколько раз.

Во втором блоке перед нами стояла цель: формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию знаний. В ходе данного блока нами были проведены мероприятия, направленные на знакомство детей с тем чему их будут учить в школе, какие предметы у них будут.

Первой была проведена дидактическая игра «Первоклассник», в ходе которой дети закрепили знания школьных принадлежностей, а потом в качестве усложнения, мы знакомили детей с предметами, которые они будут изучать, детям называли предмет, а они должны рассказать, что они узнают и чему научатся на этом уроке. Дети хорошо знают, что в школе их будут учить читать и писать, но для них было открытием, что они будут в школе петь, рисовать, играть в спортивные игры, клеить, мастерить, дети отметили, что так им будет очень интересно в школе. Ежедневно мы читали детям рассказы о школе. С Маршак «Первое сентября», В. Воронкова «Подружки идут в школу», Э. Мошковская «Мы играем в школу» и другие. Читая рассказы, мы обсуждали содержание рассказов, дети расширяли свои знания о школе, знакомились с предметами, которые они будут изучать. После прочтения рассказов дети рассматривали сюжетные картинки на тему школы.

Для расширения представлений о школе была организована экскурсия в библиотеку школы. Помощь в организации экскурсии нам оказали родители детей. В ходе экскурсии дети узнали, где «живут» книги, познакомились с библиотекарем школы, узнали о правилах поведения в библиотеке и закрепили знания о правилах обращения с книгой. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Дети получили новые впечатления, ушли с хорошим настроением.

В ходе проведения НОД «Первый урок в школе» нами были закреплены знания детей о школе через организацию игр. Были проведены такие игры как «Мозговой штурм», «Собери портфель», «Что из чего сделано», «Назови несколько», «Скажи наоборот», «Кто какой?». В ходе игр дети закрепили не только знания о школе и о школьных принадлежностях, но и научились изменять слова на школьную тематику, подбирать синонимы, антонимы, определения.

Сюжетно-ролевая игра «Школа» проводилась с целью закрепления знаний о школе, обобщения знаний о правилах поведения в школе. При первом проведении игры на себя мы взяли роль педагога. Перед проведением игры была проведена беседа, в ходе которой дети ответили, что все они хотят пойти в школу. При определении характеристики учителя дети сказали, что он добрый, отзывчивый, всегда придет на помощь.

Заключительным мероприятием была организована экскурсия в школу на урок физкультуры. Дети не только познакомились с учителем физкультуры, но и побывали в роли учеников. Чтобы повысить интерес детей к школе, а также закрепить их впечатления, в свободное время детям предлагались раскраски, отражающие сюжеты школьной жизни. Кроме того, два-три раза в неделю во время утренней беседы с детьми проводились пятиминутки «Что нас ждет в школе».

Третий блок в нашем проекте направлен на ориентацию дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведения. В ходе этого блока мы учили детей правилам поведения в школе, знакомили с предметами, которые их ждут в школе. Первым мероприятием на данном этапе стала беседа «Правила поведения в школе» в ходе данного мероприятия дети узнали, как правильно вести себя в школе, на перемене, в столовой, в библиотеке. Вторым мероприятием была дидактическая игра «Лесная школа». В ходе игры мы совместно с детьми моделировали различные школьные ситуации, за которые им выставлялись отметки. Дети в ходе этих ситуаций усвоили, что в школе на уроках дети получают оценки, и очень хорошо получать хорошие оценки. В конце игры все дети пообещали нам учиться на одни пятерки.

Также на данном этапе нами была организована выставка школьных фотографий родителей наших детей. Каждый ребенок принес из дома фотографии и рассказал интересные моменты из школьной жизни родителей. После организации выставки нами были организованы сюжетно-ролевая игра «Я - школьник», в ходе которой дети принимали на себя роль школьников, игра «Копилка первоклассника», в ходе которой дети смогли определить какие трудности могут встретиться в школе, и какие успехи могут быть, НОД «Мы — будущие первоклассники» и беседа «Что я знаю о школе», в ходе которых, дети закрепили знания полученные в ходе реализации проекта.

Проектная деятельность предполагает взаимодействие не только детей и педагогов, но и родителей. Родители наших детей приняли активное участие в проекте, они помогали организовать развивающую среду группы, участвовали в экскурсиях. Так же для повышения педагогической культуры родителей по исследуемому вопросу нами для родителей были организованы родительское собрание «Готовность ребёнка к школе», консультация: «Мотивация готовности старших дошкольников к обучению в школе», оформление наглядной информации в родительском уголке: «Режим дня для первоклассника», семинар-практикум для родителей «Играя – готовимся к школе», в конце которого родители совместно с детьми оформили продукт проекта: фотоколлаж «Мы – будущие первоклассники».

Заключительным этапом проектной деятельности стала викторина «Я – будущий первоклассник». В ходе данного мероприятия родители познакомились с работами детей и их знаниями, которые они получили в ходе проекта. Дети активно выполняли все задания практически не ошибаясь, а если ошибались, то другие дети или родители всегда приходили им на помощь. Дети и родители остались довольны тем, что провели совместно время. Родители подходили к нам и благодарили за проделанную работу, отмечали, что дети теперь очень хотят в школу и постоянно дома рассказывают как им там будет интересно и они будут учиться на одни пятерки. Продукт проекта фотоколлаж «Мы – будущие первоклассники» мы представили детям других групп в детском саду.

Таким образом, все запланированные мероприятия и занятия были проведены, предполагаемые результаты достигнуты.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияФормирование представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Дошкольное детство – чудесный период для каждого ребенка. Именно в этом возрасте он представляет собой маленького исследователя, с радостью.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Опыт работы «Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста» Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального,.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта
Опубликовано: 23 октября 2023 в 20:36
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ежова (УИ 2652088) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД