Елена Чукова
Формирование математических представлений посредством дидактических игр у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование математических представлений посредством дидактических игр у дошкольников
Игра – это практическая единственная область, где ребё нок может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время имен но в игре ребёнок учиться контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учиться действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. В процессе обучения математике дети приобретают различные знания и умения, учатся анализировать, обобщать, запоминать, сравнивать, делать выводы. Работа это непростая и требует чёткой продуманной организации.
Публикация «Формирование математических представлений посредством дидактических игр у дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
В. Новикова считает совершенно необходимым учитывать следующее:
-обучение дошкольников началом математики должно проходить в игровой и практической деятельности детей, связанной с решением проблемных задач;
-значительное мест о на всех этапах обучения следует отводить поисковой деятельности детей;
-в ходе выполнения заданий у ребёнка должна возникать потребность в тех или иных знаниях.
В играх дет и знакомятся с разными свойствам и предметов – цветом, фор мой, величиной, сравнивают их, группируют по отдельным признакам, учатся ориентироваться в пространстве и времени. При этом тре нируют внимание, память, развиваются умственные способности. Игр а – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дет и действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников :
1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
3. Все психологические новообразования берут начало в игре
4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов. На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несу т основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактически е игры. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач.
Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом дет ей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.
Дидактические игры делятся на :
-игры с предметами
-настольно - печатные игры
-словесные игры.
Так же при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать :
-игры на плоскостное моделирование (Пи фаг ор, Танграм и т. д.);
-игры головоломки;
-задачи - шутки ;
-кроссворды;
-ребусы ;
-развивающие игры.
Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм : варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.
Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, обще го умственного развития. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том, случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действия м, если эти правила ими усвоены.
В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части, характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача, содержание, игровые действия, правила, результат.
Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.
В каждой игре воспитатель ставит конкретную задачу учить детей рассказывать о пред мете, развивать связанную речь, освоить счет. Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями.
Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдельных задач в игре ребё нок не ставит и не решает. Игра част о определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра – для них труд, игра – для них серьёзна я форма воспитания.
Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра буде т являться средством воспитания, если она буде т включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребё нка: на чувство, на сознание, на волю и на поведение в цело м. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пони манию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольников. Дидактические и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребёнком и роди теле м, ребёнком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в неё детей. Дети должны хорошо пони мать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий пере носился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятым и в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
Работу по развитию у детей математических представлений в МДО У «Детский сад № 12 «Медвежонок» г. Вольска Саратовской области я организую на занятиях 2 раза в неделю, в кружковой работе 1раз в неделю.
Занятие состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 мину ты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления математических знаний. Из всего многообразия занимательного материала на своих занятиях часто применяю дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
Дидактическую игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление.
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю дет ей с образованием всех чисел в пре дел ах 10 (20, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у дет ей не воз ник ало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.
Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «На зови соседей», дет и учатся свободно оперировать числам и в пре дел ах 10(20)и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как «За дум ай число», «Число, как тебя зовут?», «Со ставь табличку», «Составь цифру», «Кт о первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Игра «Считай не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счет е. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры задаю вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный мате риал. Для подкрепления порядкового счет а помогают таблицы со сказочными героями, направляющимися к Вини – Пуху (Буратино, Красной Шапочке) в гост и. Кто буде т первый? Кто идет второй и т. д.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказываю о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счет у: понедельник – первый день после окончания недели, втор ник - второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.
Дети с удовольствием игра ют в игру «Живая неделя». Для игры вызываю к доске 7 детей, они пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвет а, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребе нок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т. д.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Моя задача – научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое мест о по заданном у условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нем у (за спи ну, справа, слева и т. д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для тог о, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-л ибо сказочного героя.
Например, игра «Найди игрушку», - «Ночью, когда в группе никого не было» – говорится детям, – «к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон люби т шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти».
Затем распечатывается письмо, в котором написано: «Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т. д.». Дет и выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т. е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схем а. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный пред мет.
Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное врем я, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности.
Например:
Составление изображения предмета из геометрических фигур (работ а по готовому расчлененному образцу)
Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
Работа по собственному замыслу (прост о человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур.
Дет и самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный эле мен т предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Рассмотри м дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у дет ей. Это такие игры как «Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?», «Мельница», и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими игра ми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей.
В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигу р. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку.
Занимательность математическому мате риал у придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Начинать надо с самых простых головоломок – с палочкам и, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В ходе решения каждой новой задачи ребе нок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.
Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях. Знакомлю дет ей со способами пристроения, присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда при водят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоив способ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур пут ем деления геометрической фигуры на несколько Работая с палочкам и, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.
Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решить каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребе нок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или пост роить пространственную фигуру. В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям.
Организуя эту работу, ставлю цель – учить дет ей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения.
Переходя от простых заданий к более сложным, я уделяю внимание играм с составлением плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Это игра «Танграм».
На первом этапе закрепляем знания геометрических фигур, уточняем знания в пространственном представлении, умение ориентироваться на столе. Затем приступаем составлять новые фигуры с помощью образцов. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур - силуэтов предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дет и быстро осваивают игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений. Еще одной занимательной игрой является «Коломбо яйцо». После рассмотрении и назывании частей, определении формы и размера ребята м предлагаю найти сходства : фигуры треугольной фор мы с закруглением имеют сходства по форме с крыльями птиц; большие по раз мер у фигуры (треугольники и квадраты с закруглен ной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных.
Такое соотношение и сравнение частей развивает у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части. Дети быстро находят решения и составляют самостоятельные фигуры по свои м замыслам. В этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалку и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду.
Проводимая мною работа по организации кружка «Занимательная математика» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводиться 1 раз в неделю. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему дидактических игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. При выполнении заданий дети объясняют все свои действия, что позволяет одно временно развивать связную речь ребёнка, учить его выражать свои мысли. Степень трудности заданий различна, что- то ребё нок выполняет самостоятельно, а что- то с помощью взрослого. В ходе работы кружка у ребёнка формируются математические знания, умения, навыки. Ожидаемые результаты кружка ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, интеллектуальному удовлетворению.
Таким образом, дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.