елена чеботарева
Формирование логико-мыслительной деятельности у детей с ТНР
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Колюбакинская средняя общеобразовательная школа» дошкольное отделение.
Формирование логико-мыслительной деятельности у детей с ТНР.
Воспитатель: Чеботарева Е. Н.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты.
Публикация «Формирование логико-мыслительной деятельности у детей с ТНР» размещена в разделах
Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга.
ТНР – это стойкие специфические отклонения в формировании всех компонентов речи (грамматического строя, звукопроизношения, фонематических процессов и т. д.). Диагноз «тяжелое нарушение речи» ставится на основании заключения ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии.
К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития, заикание, ринолалия.
Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи
Дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются наличием ряда психологических особенностей, вызванных имеющимися у них речевыми дефектами.
У таких детей встречаются различные нарушения:
• Несформированность фонематической системы языка, что является основным препятствием в овладении чтением и письмом.
• Нарушение слухового восприятия. Они проявляются при ринолалии, дизартрии, но наиболее грубые нарушения встречаются при сенсорной алалии. В особо тяжелых случаях ребенок вообще не понимает обращенную к нему речь, не реагирует на собственное имя и т. д.
• Недостаточное развитие зрительного восприятия, которое у детей с ТНР отстает от нормы. У детей наблюдаются сложности с узнаванием схожих графических букв, которые изображены пунктирно, и т. д.
• Нарушение пространственных представлений. У детей нарушено понимание таких понятий, как «справа», «слева», «спереди», сзади».
• Проблемы с памятью. Расстройство памяти встречается в разных проявлениях, в зависимости от конкретного расстройства у ребенка.
• Нарушение внимания. Оно характеризуется трудностью переключения, неустойчивостью и т. д.
Среди общих признаков можно отметить низкий уровень подвижности, застенчивость, замкнутость, нерешительность, а также чувство неполноценности, т. е. ребенок сам осознает, что у него есть серьезные проблемы с речью и другими функциями, поэтому он всячески старается избегать коммуникации с другими людьми.
Внутренние и внешние причины ТНР у детей
Тяжелые нарушения речи могут быть вызваны внутренними (эндогенными) и внешними (экзогенными) факторами.
Внутренние факторы:
• внутриутробная патология,
• родовая травма,
• курение, употребление алкоголя и наркотических веществ матерью,
• психические расстройства матери,
• наследственная предрасположенность,
• заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.
Внешние факторы:
• неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растет ребенок,
• подражание ребенка кому-то из членов семьи, имеющему проблемы с речью,
• стресс у ребенка,
• недостаточное общение с ребенком в семье.
Приемы работы с детьми с ТНР.
Существует множество приемов и методик работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, которые позволяют помочь детям с ТНР улучшить их речевые навыки и адаптироваться в социуме.
• Один из основных приемов – индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети с ТНР могут иметь различные виды нарушений ТНР, поэтому необходимо учитывать персональные особенности детей с ТНР, и уже исходя из них выстраивать логопедическую и коррекционную работу с ТНР.
• Игровая форма – использование игрушек, обучающих материалов и игр помогает улучшать речь ребенка и развить другие необходимые навыки.
• При работе с детьми школьного возраста необходимо учитывать уровень их развития и выбирать задания, соответствующие их возможностям. Важно проводить занятия в форме диалога, разговора и дискуссии, стимулируя детей к общению и выражению своих мыслей и чувств.
• Еще один прием – использование жестов, мимики и других невербальных средств коммуникации, чтобы помочь детям с ТНР сформулировать то, что они хотят сказать и объяснить. Кроме того, стоит поддерживать и поощрять детей с ТНР, чтобы укреплять их уверенность в себе и мотивировать к дальнейшей работе с речью.
• В логопедии используются различные методики для более эффективной работы с детьми с ТНР: методики по развитию связной речи, методики фонетического развития, методики артикуляционной гимнастики и другие.
Работа воспитателя или педагога с детьми с ТНР — это сложный процесс, который требует терпения, творческого подхода и бережного отношения к каждому ребенку.
Характеристика понятия логического мышления.
Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний. Мышление является одним из важнейших факторов психологического развития ребенка.
В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Рассматривая развитие мышления дошкольника следует учитывать две взаимосвязанные стороны этого процесса – изменение его содержания и возникновение новых форм интеллектуальной деятельности у ребенка.
Высшей ступенью развития мышления является логическое мышление. Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решить мыслительную задачу. Логические операции имеют существенное значение для самого процесса формирования образа уже у детей 3-5 лет.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
Влияние дидактических игр по математических на развитие логического мышление у детей с ТНР.
Дидактическая игра представляет собой разносторонний педагогический механизм: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Важной особенностью игры выступает то, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, идут по пути преодоления и разрешения определенной трудности, при высоком уровне активности, который достигается ими почти всегда добровольно, без принуждения. Математическое развитие детей с ТНР осуществляется во время занятия по формированию математических представлений, а так же в процессе индивидуальной коррекционной работы в процессе:
- формирования произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, активизации словаря;
- развития импрессивной и экспрессивной речи детей;
- развития слухозрительного и слухомоторного взаимодействия при восприятии и воспроизведении ритмических структур.
При работе по ФЭМП перед воспитателем стоит задача не только в том, чтобы сформировать знания детей по определенному математическому разделу, но и обеспечить понимание значений слов, терминов, активизировать умения детей использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий и в самостоятельной деятельности. Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений способствует эффективному усвоению программного материала по данному разделу, так как в процессе игры у детей с ТНР вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развиваются психические процессы.
Дидактические игры математического содержания воспитывают у детей с ТНР познавательный интерес, развивают способность к творческому поиску, воспитывают желание и умение учиться, развивают монологическую и диалогическую речь, активизируют умение с помощью речи и достаточного словарного запаса доказать свой ответ, отстоять свою точку зрения. В практике работы дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Игры используем в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение определенной задачи при формировании представлений, в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления изученного материала. Воспитателю при организации дидактических игр с детьми с ТНР необходима систематическая коррекционная работа, направленная на преодоление и устранение значительных недостатков в общем речевом развитии. Таким образом, включение дидактических игр в структуру занятия по ФЭМП способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Такая форма организации как дидактическая игра выступает достойным соперником различного рода компьютерным презентациям, современным гаджетам, смартфонам и планшетам.