Людмила
Формирование лидерских качеств у застенчивых детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест в современной педагогической и психологической литературе. Поэтому актуальность этой проблемы велика.
Застенчивость – это явление всеобщее и широко распространенное, поэтому проблемой застенчивости занимались такие отечественные ученые как: Д. М. Болдуин, Е. И. Гаспарова, А. А. Захаров, Ю. М. Орлов и многие другие, а также зарубежные исследователи: Д. Изард, Д. Б. Уотсон, В. Штерн и другие.
Публикация «Формирование лидерских качеств у застенчивых детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Учёные с разных сторон рассматривают лидерство : с точки зрения ситуационных компонентов, в плане выделения типов лидерства, а также с точки зрения определения его социальной роли. В отечественной и зарубежной педагогике и психологии лидерство исследовали такие ученые, как И. П. Волков, Э. А. Ганцева, В. Д. Гончаров, И. С. Кон, Б. Д. Порыгин, Р. Стогдилл, Ф. Фидлер и др.
В «Педагогическом словаре» застенчивость описывается, как психическое состояние или качество личности, проявляющееся в смущении, скованности, необоснованной молчаливости, в затруднениях речи. Застенчивость возникает у человека из-за неуверенности в том, какое впечатление производит на других людей его поведение [3].
У таких детей плохо развиты лидерские качества. Поэтому важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса на сегодняшний день является не только всестороннее развитие личности, но и формирование личности, у которой имеется определенный набор лидерских качеств.
Лидерские качества – система социально-психологических явлений, связанных с выходом человека в лидеры и его отношением с членами группы [3].
Но может быть и такое, что ребенок изначально является застенчивым и малообщительным, предпочитает находиться в стороне, избегает общения. Застенчивый ребенок не участвует и не проявляет инициативу в игре, в учебной деятельности, общение со сверстниками вызывает у него трудности, он не уверен в своих силах и умениях. В дальнейшем это может привестикнизкой самооценки у ребенка, неумению брать ответственность за свои действия, отстаивать свое мнение и решать проблемы, взаимодействуя с оппонентом. В таком случае, педагогу необходимо формировать лидерские качества у воспитанника.
В настоящее время большую актуальность приобретает вопрос формирования лидерских качеств у детей и разработки специальных педагогических технологий, направленных на формирование личности лидера. Формировать лидерские качества у детей можно различными методами, один из которых сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Основной источник – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых, а так же сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, она складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры – это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В нём раскрывается содержание игры– характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, благодаря взятой на себя роли, выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным участником взрослой жизни. В игровом процессе ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создавая своё, желанное будущее. Игра ребенка творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, которая будет отвечать запросам и влечениям самого ребенка.
Задача сюжетно-ролевых игр–помочь ребенку осознать необходимость общения с самыми разными людьми. В дошкольном возрасте это осознают далеко не все[4].
Лидер в игре выполняет функции инициатора, организатора, следовательно, ему необходимо быть выносливым, энергичным, физически сильным. Чтобы сформировать у ребенка лидерские качества, прежде всего, нужно суметь создать ситуацию, при которой ребенок смог бы развить и реализовать эти качества.
В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров.
Подход к личности с точки зрения ролей, которые принимает она на себя, дал повод рассматривать различные факторы (ситуации) как моменты, с которых и начинается выдвижение лидера. Отсюда и тезис, что специфика лидерства как функции ситуации и роли заключается в том, что эту роль лидеру не «дают», а он ее «берет» сам (Н. С. Жеребова) [2].
Лидер – это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.
В пределах одной группы воспитанников всегда можно выделить детей, которым лучше других дается организация и проведение спортивных и подвижных игр, трудовой деятельности и других мероприятий. Имеются случаи, когда в группе появляется универсальный лидер, однако, как правило, в различных ситуациях выдвигаются различные лидеры.
Исследователь Р. Столдилл выделял пять качеств, которые способствуют формированию лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста : ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела.
Дальнейшие исследования показали, что человек, обладающий всеми этими качествами, не обязательно является лидером.
Для развития лидерских качеств у детей дошкольного возраста педагоги используют игровую, спортивную, сюжетно-ролевую и художественно-эстетическую деятельность в целях тренировки лидерского поведения, которое основывается на повторении показанного образца. Хороший развивающий эффект содержат проблемные ситуации, так как они являются источником самореализации ребенка, которые позволяют ему решать эти задачи самостоятельно. Таким образом, ребенок обретает уверенность в том, что в некоторых случаях он сам что-то может сделать, не прибегая к помощи взрослого. Какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или иной ребенок, сформировать на их основе определенные способности можно лишь в деятельности, вне которой психическое развитие невозможно [1].
За все время изучения застенчивости у дошкольников было выделено множество игр по формированию у детей лидерских качеств. Но в настоящее время наибольшую популярность обрели следующее игры :
1. «Самый лучший оратор». В этой игре дети разбиваются на пары и называют положительные качества напарника. Таким образом, дети учатся анализировать поведение другого человека и выражать свое отношение к нему.
2. «Живые бусы». Дети делятся на одинаковые команды, им дается веревка, которая во время игры продевается через отверстие в одежде. Выиграет та команда, которая быстрее соберет всех детей. Таким образом, дети учатся работать в коллективе, конструктивно взаимодействовать в условиях конкуренции.
3. «Какой я есть, и каким я хотел бы быть». Ребенку предлагается дважды нарисовать себя: какой он сейчас, и каким он хотел бы быть. Ребенок с помощью педагога делает выводы о том, что ему нужно изменить, чтобы стать таким каким он хочет.
Также помимо сюжетно-ролевых игр существуют и другие методы и приемы, с помощью которых, мы можем формировать лидерские качества у детей дошкольного возраста : поощрение за стремление к исследованию, поиску нового; подбадривание ребенка; воспитание в ребенке решительности; настраивание на успех; помощь ребенку в определении сферы его интересов; поощрение ребенка к выступлению перед большим количеством людей; поддержка любого, даже самого маленького успеха ребенка.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что посредством интересных сюжетно-ролевых игр можно сформировать у дошкольников такие лидерские качества как ответственность, дисциплинированность, активность, уважением к другим, инициативность и т. п.
Литература
1. Аржанова А. И. Проблема детской общительности и коллективной игры в системе психологии // Психология и педагогика дошкольника. М. : Просвещение. 1966.
2. Карделл Ф. Психотерапия и лидерство. СПб. : Речь, 2000.
3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2003.
4. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. 2-е изд. / Н. В. Краснощекова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.