Анна Тарабукина
Конспект занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи по сказке «Репка»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование лексико-грамматической стороны речи
Проведение на логопедических занятиях специально подобранных игр создает благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.
Ниже я представлю наглядно-игровые средства, которые применяю на логопедических занятиях по направлению произносительной и лексико-грамматической стороны речи, фонематического восприятия, обучение грамоте.
Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики.
Трудности в овладении грамматической стороны речи в том, что ребенок не осознает этих значений, употребляет их интуитивно.
У детей речевой патологией понижена способность воспринимать различия лексико-грамматических элементов речи, это ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе высказывания. Детям свойственно хаотическое и беспорядочное сочетание грамматических средств языка. Даже если ребенок воспринимает их, длительное время использует неправильно. Я хочу предложить несколько наглядно-игровых средств, которые способствуют развитию лексико-грамматической стороны речи.
«Репка»
Цели:
– сформировать понятие ряд;
– развивать понимание речи, зрительную память, внимание, пространственные отношения;
Пособие представляет собой персонажи сказки «Репка» и куклы Алисы из Страны Чудес.
Логопед. Сегодня к нам в гости пришла кукла Алиса из Страны Чудес. С собой она привела героев сказки. Эти герои вам хорошо знакомы. (Показывает персонажей, пока не прикрепляя их.). Скажите, вы узнали этих героев? Из какой они сказки? (Дети их рассматривают, пытаются узнать сказку и говорят варианты ответов). Молодцы! Но Алиса хочет узнать, хорошо ли вы помните, о чем эта сказка. (дети пересказывают содержание). В процессе пересказа выставляются фигурки персонажей сказки. Получается определенный предметный ряд.
Предлагаю несколько вариантов работы с данным пособием в зависимости от общего речевого развития и дидактических и коррекционных задач.
Первый вариант:
Логопед: Сказку вы вспомнили. Алиса довольна вами. А теперь она хочет спросить о том, кто из героев сказки где находится.
Логопед задает вопросы на ориентацию в пределах ряда, например: Кто стоит первый? Кто последний? Кто после внучки? Кто перед бабкой? Кто между Мышкой и Жучкой? И т. д.
При затруднении логопед помогает детям, опираясь на их зрительное восприятие.
Второй вариант:
Логопед: Алиса хочет проверить, как вы запомнили сказку и ее персонажей.
Ряд закрывается и задаются те же вопросы, дети не видят персонажей. После каждого ответа ряд поочередно открывается и проверяется правильность ответов.
Третий вариант:
Логопед: Теперь сами герои сказки хотят с вами немножко поиграть. Они будут прятаться, а вы скажете, кто спрятался. Ряд снова закрывается, один из персонажей исчезает, затем открывается. Дети называют персонаж, который спрятался.
Четвертый вариант:
А теперь Алиса хочет поиграть с вами. Она поменяет героев сказки местами. А вы должны догадаться, кто изменил место. Дети закрывают глаза или ряд снова закрывают и меняют местами два любых персонажа. Затем открывают и дети говорят, кого, куда нужно поставить, чтобы было правильно. Задание можно усложнить, поменяв местами не два, а три или более персонажей.