Папки-передвижки

Формирование лексико-грамматических категорий по теме «Перелетные птицы»

Неля Оржинская
Формирование лексико-грамматических категорий по теме «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Цель: 1. Формирование у детей обобщающего понятия «насекомоядные».

2. Образование прилагательных от глаголов.

3. Подбор прилагательных – антонимов.

4. Образование притяжательных прилагательных от имен существительных, слов с помощью приставок.

5. Образование формы родительного падежа.

6. Образование и употребление в речи причастия.

7. Физминутка.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

Публикация «Формирование лексико-грамматических категорий по теме „Перелетные птицы“» размещена в разделах

Ход занятия:

1. Орг. момент. Сложить разрезные картинки – назвать.

2. Постановка цели занятия: «каких птиц вы назвали, «почему так называют?»

Лексико-грамматические игры упражнения.

3. «Чем питаются птицы.

Формирование у детей обобщающего понятия «насекомоядные».

Логопед показывает детям картинки насекомых, и спрашивает: «чем питаются птицы. Дети должны дать полный ответ: «Птицы питаются червяками, бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами».

4. «Четвертый лишний»

5. «Чего не хватает?»

Логопед закрывает на картинке различные части тела птицы, и спрашивает детей: «Чего не хватает у птицыптицы не хватает хвоста, головы, туловища, лапок, клюва, глаз, когтей, перышек).

6. Закончи предложение

Цель: подбор имен прилагательных – антонимов.

У синицы хвост короткий, а у трясогузки - … (длинный).

Ворона черная, а лебедь … (белый).

У журавля ноги длинные, а у утки … (короткие).

У цапли клюв длинный, а у воробья … (короткий).

У селезня оперенье яркое, а у утки … (блеклое).

У дятла клюв сильный, а у синички … (слабый).

7. «Чье перо?»

Цель: образование притяжательных прилагательных от имен существительных.

Логопед читает рифмовку.

Я начну, а ты скажи, мне словечко подскажи.

Перо утки. Чье? - … (утиное) перо.

Перо журавля. Чье? - … (журавлиное) перо.

Перо лебедя. Чье? - … (лебединое) перо.

Перо гуся. Чье? - … (гусиное) перо и т. д.

8. «Что делает птица

Цель: образование слов с помощью приставок.

Ход игры: предложить ребенку поиграть. Логопед будет называть слова, а ребенка попросить сказать, что оно обозначает. Спросите: «Чем одно слово отличается от другого?».

Полетела, прилетела, вылетела, залетела, подлетела, улетела, перелетела, слетела.

Предложите ребенку пары глаголов, спросите, чем они отличаются.

Прыгает – спрыгивает

Подпрыгивает – запрыгивает

Выпрыгивает – перепрыгивает

Для того чтобы игра была более интересной можно выполнять предложенные нами движения, и предложить детям угадать и сказать что делает птица.

9. «Отгадай загадку»

Цель: образование формы родительного падежа.

Прочитать загадку, и предложить детям отгадать ее. Попросить ребенка ответить на вопрос «У кого?». Спросить, какие слова помогли найти отгадку.

а). На веточке – лесной певец, одет он скромно и невзрачно.

Но нет в лесу певца искусней, а трели – мелодичны и милы,

А вот отгадочка моя: у него, у соловья!

б). Кто по тропочке идет быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясет?- догадайтесь сами.

У кого хвостик трясется? (у трясогузки)

в). Он в скворечнике живет, громко песенки поет,

У него полно детей, он совсем не воробей,

Много дел у весны гонца, у кого же? (у скворца)

г) Он из леса прилетел, на березу быстро сел,

Заалел он, словно мак, красной грудкой яркой.

Грудка алая, как заря. У кого? … (у снегиря)

10. «Как сказать иначе?»

Цель: образование и употребление в речи причастия.

Объяснить ребенку, что с помощью вопроса можно образовать новое слово.

Пример: «Птица летит. Какая птица? (летящая птица)»

Птица клюет – клюющая птица

Птица идет – идущая птица

Птица сидит на ветке – сидящая на ветке птица

Утка плывет – плывущая утка

Орел парит – парящий орел

Физминутка

Аист-аист длинноногий, покажи домой дорогу. Аист отвечает: топай правою ногой (4 раза, топай левою ногой, снова правою ногой, снова левою ногой, вот тогда придешь домой.

Итог занятия. Упражнения для развития мелкой моторики: дерево, гнездо, птица летит.

ЗАГАДКИ

Чёрный, проворный,

Кричит: «Крак!»

Червякам враг. (Грач)

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его …. (Скворец)

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит, дождик где-то близко. (Ласточка)

На шесте - весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец –

Он и лётчик, и певец. (Скворец)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Где ты была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала.

Весну добывала,

Несу, несу

Весну - красну (На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«ЛАСТОЧКИ»

Координация речи и движений, развитие моторики

Ласточки летели,

Все люди глядели.

(Бегут по кругу, машут руками, изображая птиц.)

Ласточки садились,

Все люди дивились.

(Приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья.)

Сели, посидели.

Взвились, полетели. (Бегут по кругу, взмахивают руками)

Полетели, полетели,

Песенки запели.

Публикации по теме:

Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня. МКУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Мариинского муниципального района МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ.

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование лексико-грамматических категорий по теме «Перелетные птицы»
Опубликовано: 30 марта 2013 в 23:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование лексико-грамматических категорий по теме «Перелетные птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Неля Оржинская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД