Марина Александровна
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи».Старший возраст.
Тип нод: подгрупповое.
Тема нод: Овощи. Пересказ текста «Спор в огороде».
Цель нод: совершенствовать связную речь, закреплять умение использовать предлоги В, НА, упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
Задачи нод:
Образовательная область «Коммуникация» :
Публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
• формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
• совершенствовать умение выполнять коллективную работу.
Образовательная область «Социализация» :
• воспитывать умение разрешать конфликтные ситуации;
• воспитывать стремление помогать взрослым;
• совершенствовать умение слушать ответ товарища и не перебивать.
Образовательная область «Чтение художественной литературы» :
• формировать умение пересказывать близко к тексту;
• развивать литературную речь.
Образовательная область «Здоровье» :
• развивать координацию речи с движением (физминутка);
• формировать умение выполнять гимнастику для глаз;
• закрепить знания о том, что перед тем, как резать овощи их надо тщательно помыть;
• совершенствовать умение контролировать процессы расслабления и напряжения мышц;
• развивать мелкую моторику рук и мимические мышцы лица.
Образовательная область «Безопасность» :
• воспитывать технику безопасного поведения во время выполнения упражнений;
• формировать умение пользоваться ножом (одноразовая посуда);
• формировать умение выстраивать логические цепочки, опираясь на полученные ранее знания.
Образовательная область «Познание» :
• расширить кругозор детей по теме «Овощи»;
• закрепить активный словарь по теме;
• формировать умение детей пересказывать текст;
• формировать умение согласовывать существительные с прилагательными;
• совершенствовать умение использовать в речи предлоги : В, НА, ОКОЛО;
• закрепить умение ориентироваться в пространстве;
• совершенствовать умение использовать в речи существительные во множественном числе в родительном падеже;
• профилактика оптической дисграфии;
• развивать внимание, логическое мышление.
Образовательная область «Художественное творчество» :
• развивать творческие способности.
Образовательная область «Труд» :
• формировать умение резать овощи;
• формировать умение наводить порядок на своем рабочем месте.
Образовательная область «Музыка» :
• прививать любовь к музыкальным произведениям;
• учить выполнять движения под музыку.
Речевой материал: овощи, помидор, помидоров, морковь, огурец, огурцов, лук, укроп, Пугало. Чучело, хозяйка, аромат, круглый, красный, овальный, полезная, хрустящий, вкусный, лучок, укропчик, зеленый.
Оборудование: предметные картинки (шаблоны овощей, мяч, овощи, видеоматериалы к гимнастике для глаз, ноутбук, прищепки, сказочный персонаж Огородное пугало, разделочные доски, ножи (одноразовые, фартуки, тарелка.
Предварительная работа:
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Овощи».
- Посещение огорода на территории детского сада.
- Чтение книг и энциклопедий для дошкольников, с целью углубить знания детей по теме.
- Разучивание стихотворений и загадок по теме.
- Подбор дидактических игр в соответствии с темой.
- Использование в работе восковые мелки и акварельные краски.
- Объяснение и показ, как надо работать ножом.
Ход нод:
1. Оргмомент
- Ребята, какое сейчас время года?
- Верно, осень. Чем заняты люди осенью? (Сбором урожая.)
- Где убирают урожай? (Урожай убирают в огороде.)
- Давайте, отправимся в огород, вдруг кому-нибудь нужна наша помощь!
(Пантомима «В огороде». Стоит взрослый, изображает Огородное пугало и грустно вздыхает.)
Дети шли, шли, шли.
В огород пришли.
Там увидели урода – испугались.
И скорей из огорода.
(Дети выполняют соответствующие словам действия).
2. Сообщение темы.
- Дети, кто это так грустно вздыхает? (Огородное пугало.)
- Почему ты такой грустный?
Пугало: - Разве вы не видите, что я стою тут один? Овощи затеяли спор – кто самый лучший, рассорились и попрятались кто куда. Беспорядок в огороде, да и только! Помогите, пожалуйста, вернуть овощи в огород на грядки!
- Поможем, ребята? (Да.)
- Что же надо сделать, чтобы помирить овощи? (Надо им рассказать, что все они нужны и приносят пользу.)
- Правильно! Мы соберем их всех вместе и расскажем им о том, что каждый из них хорош по - своему.
Пугало: - А я вам тоже помогу – подскажу, кто где прячется.
3. Игра «Что где?». (Подходят к столу, на котором лежат карточки. Работа над предлогами.)
- Здесь прячется морковь. Чтобы взять ее с собой, нам надо определить: какие овощи растут В земле, а какие НА земле. (Дети раскладывают соответственно предлогам В (НА) картинки овощей.)
- Какие овощи растут В земле? (Дети по очереди отвечают.)
- Какие овощи растут НА земле? (Дети по очереди отвечают.)
- Вы молодцы! Ребята, а морковь какая? (Вкусная, сладкая, сочная и т. д.)
- Теперь мы можем положить морковь в корзину.
Логопед: Ребята, пойдём в огород собирать овощи! Встаньте около столов.
Развитие общей моторики.
В огород пойдем, Дети шагают на месте
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем «Таскают»
И картошки накопаем. «Копают»
Срежем мы кочан капусты «Срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный. Делают руками перед собой круг
Щавеля нарвем немножко «Рвут»
И пройдёмся по дорожке. Шагают на месте.
Дети садятся за столы.
4 Графический диктант.
Логопед: Возьмите лист бумаги и карандаш. Найдите на листе точку, поставьте на неё карандаш. От точки сосчитайте 2 клетки вверх и проведите линию, 2 клетки вправо и проведите линию, 2 клетки вверх и проведите линию.
Мы пришли в гости в огуречный домик. (У кого встретились ошибки, мы исправим их после занятия).
Из-за ширмы появляется огурец.
Огурец: Здравствуйте, ребята.
Дети здороваются.
Логопед: Огурчик, мы хотим научить тебя интересной игре.
Ильмира, Лёша, Кирилл, Саша, выходите ко мне. Надеваю детям шапочки – маски (Ильмира будет грушей и тп.)
Игра «Да-нетка».
Логопед: Слава, груша между огурцом и помидором? (Да, груша между огурцом и помидором).
Ваня, яблоко около помидора? (Да, яблоко около помидора).
Ставлю «огурец» за «грушу».
Юра, огурец за яблоком? (Нет, огурец за грушей).
Логопед: Молодцы, ребята, проходите на свои места.
5. Игра «Семена овощей». (Мимические упражнения. Релаксация.)
- А вот и огурец. Он хочет, чтобы мы с ним поиграли и отметили, какой он. Давайте поиграем. Вставайте в круг.
Один, два, три – вокруг себя повернись
В семена овощей превратись!
- Я превращаю вас в маленькие семена огурца. Присядьте. Теплое солнышко пригревает семена, дождик поливает. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки и потянитесь к солнышку. Почувствуйте, как напряжены ваши пальцы, руки. Сильно припекло солнышко и растения завяли. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи. Полил дождик и растения опять потянулись к солнышку. Вот и вырос наш огурец!
- Мы передаем Огурец и отвечаем на вопрос: какой он? Последний положит его в корзину. (Огурец зеленый, огурец овальный, огурец сочный и т. д.)
6. Игра «Хвастунишки». (Игра с мячом.)
- Ребята, помидор предлагает нам поиграть с ним в игру «Хвастунишки». Я кидаю мяч и произношу: «В огороде один огурец.». Тот, у кого оказался мяч отвечает: «В огороде много огурцов» и возвращает мяч мне. Готовы?
- Что мы можем сказать о помидоре? (Круглый, сочный и т. д.)
7. Физминутка. Хороводная игра «Чучело» (под музыку).
- Что-то наш друг Чучело заскучал. Давайте его повеселим. Вставайте в круг.
Чучело наскучило
Воробьев пугать,
Очень хочет Чучуло
С нами поиграть.
(Дети под музыку идут по кругу. В центре круга стоит Чучуло.)
Бай-качи-качи-качи
Принесли мы овощи
(Дети хлопают в ладоши.)
С овощами поиграй
Кого хочешь выбирай.
(Чучело с надвинутой шляпой на глаза подходит к ребенку и пытается отгадать, кто перед ним стоит. Если отгадал, то шляпу надевает ребенок и игра продолжается.)
8. Игра «Повара». Экспериментальная деятельность. (Дети подходят к столу.)
- Укроп и лук спрашивают, знаете ли вы, почему их всегда режут мелко в салат, а не кладут целиком. Давайте проведем эксперимент. Подойдите к столу и встаньте так, чтобы всем было видно. (Дети выполняют инструкцию.)
- Вот лук и укроп. Что вы о них можете сказать: какой лук (укроп? (Зеленый, ароматный и т. д.)
- Сейчас я разрежу их на мелкие части. (Режу.)
- Что изменилось, после того, как я стала резать овощи? (Появился запах лука и укропа.)
- Значит, их в салат их кладут не только потому, что они полезные, а еще и для того, что придать аромат?
9. Игра «Огород». (Игра с шаблонами овощей и прищепками.)
- Вот и собрали мы все овощи.
Пугало: - Помогите им занять свои места, ребята.
- Мы бы рады помочь, да незнаем, где что росло.
Пугало: - А я вам помогу – встану в центр огорода, а вы расставьте их относительно меня. (В зависимости от количества детей можно использовать дополнительно не только картинки Пугала и овощей, но и дом, солнце и т. д.)
- Ребята, Пугало стоит в центре огорода. Слева от Пугала – помидор, справа от Пугала – лук, слева от помидора – огурец, около лука – укроп, справа от укропа Хозяйка, а около огурца – морковь. (Дети дополняют недостающие элементы картинкам и расставляют их соответственно инструкции.)
10. Выполнение гимнастики для глаз. (С помощью презентации на компьютере.)
- Теперь у нас порядок в огороде. Можно и отдохнуть. (Выполняется гимнастика для глаз.)
11. Пересказ текста «Спор в огороде». (С опорой на сюжетную картинку, которую выложили из шаблонов овощей и прищепок.)
Спор в огороде.
Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.
- Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!
- Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!
- Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!
- Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть, как ни у кого из вас!
- Что – бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!
Так овощи и спорили весь день – кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей – самый хороший и вкусный!».
(После работы над текстом, рассказ пересказывают 2-3 ребенка.)
12 Итог.
- Ребята, понравилось вам наше приключение?
- Кому мы помогли?
- Чем мы смогли помочь Пугалу?
- Что нового вы узнали сегодня? (Что лук и укроп режут в салат, чтобы придать аромат.)
- Что особенно вам запомнилось?
- Как вы считаете, кто был сегодня самым лучшим помощником?
- Почему?
13. Игра «Салат». Продуктивная деятельность.
- Вы были молодцы. А сейчас, предлагаю сделать салат из овощей и угостить им родителей. Согласны?
(Вместе со взрослыми готовят салат из овощей.)