МААМ-картинки

Формирование культурных ценностей через русские народные сказки у детей дошкольного возраста

Ольга Волкова
Формирование культурных ценностей через русские народные сказки у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Александр Сергеевич Пушкин, подчеркивая важность народных сказок, писал: "Сказка — дивное искусство! В сказке светится правда, светится вечная любовь, светится жизнь самая драгоценная". Сказки отражают не только художественное воображение, но и глубинные ценности, которые прививаются с поколения на поколение.

Публикация «Формирование культурных ценностей через русские народные сказки у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Русские народные сказки - это неотъемлемая часть культуры народа. Они передают нам мудрость и опыт предков, отражают ценности и нормы общества. Именно поэтому использование русских народных сказок в воспитании детей является важным аспектом формирования культурных ценностей.

Дети с раннего возраста осваивают основы моральных и этических норм, а также формируют свое представление о мире. Русские народные сказки предоставляют отличную возможность воздействовать на детей и помогать им в этом процессе.

Почему именно русские народные сказки? Во-первых, они богаты яркими образами, сильными чувствами и понятными сюжетами, что делает их доступными и понятными для маленьких детей. Во-вторых, эти сказки часто содержат мудрые уроки, которые помогают детям учиться жизненным ценностям, таким как доброта, честность, трудолюбие, ответственность. Через русские народные сказки дети не только развивают свою фантазию и креативность, но и учатся жить по принципам добра и открытости.

Таким образом, использование русских народных сказок в воспитании детей имеет множество положительных аспектов. Они помогают формировать у детей культурные ценности, развивать их фантазию и креативность, учат жизненно важным принципам и ценностям. Важно помнить, что воспитание подобных ценностей начинается с самого раннего детства, и использование русских народных сказок здесь играет значительную роль.

Виды сказок:

Русские народные сказки бывают бытовыми, волшебными, о животных. Каждый вид имеет свои особенности и суть. Русская народная сказка примечательна своим разнообразием и колоритом.

В бытовой сказке в основе лежит конфликт между людьми. В ней отсутствует фантастика, но присутствует сказочное разрешение. Смысловой акцент имеет развязка.

В волшебной сказке неизменно присутствует царская семья, старшее поколение и младшее, обычные люди и вымышленные существа. Младшие участники преодолевают препятствия посредством волшебных предметов (скатерть-самобранка, волшебный клубок, молодильные яблоки) и помощников. В ней описываются чудеса и невиданные создания, столкновение с волшебной силой.

Сказки о животных иносказательные, отличаются быстродействием и ясностью оценки героев. Животные олицетворяют хитрость (Лиса, злость (Волк, трусость (Заяц). Суть раскрывается в диалогах.

Чему учат сказки?

- Ценить друзей, помогать друг другу. Примеры народных сказок о дружбе: «Лиса и журавль», «Как собака друга искала», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко». Произведения подсказывают, кого можно считать настоящим другом, как важно приходить друзьям на помощь, и что означает дружба.

- Быть находчивым в сложных ситуациях. Примеры: «Бычок – смоляной бочок», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Мужик и медведь». Сказки учат сообразительности, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду.

- Бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками: сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. «Лиса и дрозд» осуждает вымогательства и капризы лисы, а «Лиса и заяц» – наглость, недальновидность и коварство.

- Воспитывать в себе лучшие качества. Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости. «Никита Кожемяка» показывает пример сильного, но мудрого и справедливого мужа, готового защищать своих сограждан. Сказка «Садко» вдохновляет развивать таланты, «Марья Моревна» напоминает, как важно хранить данное слово, учит добру, бескорыстности, мудрости, умению ждать.

Главная мысль сказки:

Русские народные сказки используются не столько для развлечения, сколько для поучения. В каждой из них своя мораль и главная мысль:

- Добро всегда побеждает зло («Илья-Муромец и Соловей-Разбойник»).

- Легко хвалится, легко и свалиться. («Колобок»).

- Будь трудолюбивым и терпеливым, тогда жизнь наградит. («Морозко»).

- Как аукнется, так и откликнется. («Лиса и журавль»).

Чтобы сказки научили детей чему-то хорошему, формировали культурные ценности, очень важно вызывать к ним интерес.

Каким образом можно использовать русские народные сказки для формирования культурных ценностей у детей?

1. Использовать интерактивные методы рассказа сказок:

Превратить чтение сказок в интересное и взаимодейственное занятие. Использовать разные голоса для персонажей, задавать вопросы о том, что дети думают о происходящем, давать им возможность придумывать концовки сказок. Это не только сделает процесс увлекательным, но и стимулирует креативное мышление детей.

2. Создавать сказочные мероприятия и проекты

Организовать сказочные дни или недели, посвященные определенным сказкам или темам. Проводить театральные постановки, рисовальные конкурсы или создание кукольного театра. Вовлекать детей в творческие процессы связанные со сказками, поможет им лучше усвоить содержание и полюбить мир фантазии.

3. Поддерживать обсуждение и рефлексию

После прочтения сказки, проводить обсуждения с детьми. Задавать им вопросы о моральных уроках, которые они извлекли из сюжета. Поощрять их высказывать свои мысли и ассоциации. Такие беседы способствуют развитию критического мышления и способности анализа.

4. Создавать связь с реальной жизнью

Показать детям, как сказки связаны с реальными ситуациями и чувствами. Обсудить с ними, как персонажи справляются с трудностями, какие у них ценности и какие решения они принимают. Это поможет детям понимать, что сказки не просто фантазия, а источник ценных уроков для жизни.

5. Развивать любознательность и творческое мышление

Поощрять детей создавать свои собственные сказочные истории. Дать им возможность рисовать, писать или даже рассказывать свои придуманные сказки. Это разовьет их творческое мышление и уверенность в себе.

Создание интереса к сказкам у детей — это не только способ погрузить их в мир волшебства, но и предоставить им инструмент для развития различных навыков. С помощью воспитательского терпения и креативности, можно вдохновить маленьких читателей на открытие богатства сказочного мира и постепенно внедрить любовь к русским народным сказкам. А это в свою очередь поможет прививать детям традиционные культурные ценности нашего народа.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возрастаФормирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста "Семья - эта та самая среда, в которой человек учиться, и сам творит добро" В. А. Сухомлинский. В современном обществе основными общечеловеческими.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возрастаКартотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Русские народные сказки в художественном творчестве наших детейРусские народные сказки в художественном творчестве наших детей (незавершенная выставка) Русские народные сказки в художественном творчестве наших детей (незавершенная выставка) Студия изобразительного.

Русские народные загадки про зиму для детей дошкольного возрастаРусские народные загадки про зиму для детей дошкольного возраста Народные загадки немного непривычны для нас - даже в самых простых из них нет прямого указания на отгадку. В загадки наши предки вкладывали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культурных ценностей через русские народные сказки у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 января 2024 в 09:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование культурных ценностей через русские народные сказки у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД