Ольга Волкова
Формирование культурных ценностей через русские народные сказки у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Александр Сергеевич Пушкин, подчеркивая важность народных сказок, писал: "Сказка — дивное искусство! В сказке светится правда, светится вечная любовь, светится жизнь самая драгоценная". Сказки отражают не только художественное воображение, но и глубинные ценности, которые прививаются с поколения на поколение.
Публикация «Формирование культурных ценностей через русские народные сказки у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Русские народные сказки - это неотъемлемая часть культуры народа. Они передают нам мудрость и опыт предков, отражают ценности и нормы общества. Именно поэтому использование русских народных сказок в воспитании детей является важным аспектом формирования культурных ценностей.
Дети с раннего возраста осваивают основы моральных и этических норм, а также формируют свое представление о мире. Русские народные сказки предоставляют отличную возможность воздействовать на детей и помогать им в этом процессе.
Почему именно русские народные сказки? Во-первых, они богаты яркими образами, сильными чувствами и понятными сюжетами, что делает их доступными и понятными для маленьких детей. Во-вторых, эти сказки часто содержат мудрые уроки, которые помогают детям учиться жизненным ценностям, таким как доброта, честность, трудолюбие, ответственность. Через русские народные сказки дети не только развивают свою фантазию и креативность, но и учатся жить по принципам добра и открытости.
Таким образом, использование русских народных сказок в воспитании детей имеет множество положительных аспектов. Они помогают формировать у детей культурные ценности, развивать их фантазию и креативность, учат жизненно важным принципам и ценностям. Важно помнить, что воспитание подобных ценностей начинается с самого раннего детства, и использование русских народных сказок здесь играет значительную роль.
Виды сказок:
Русские народные сказки бывают бытовыми, волшебными, о животных. Каждый вид имеет свои особенности и суть. Русская народная сказка примечательна своим разнообразием и колоритом.
В бытовой сказке в основе лежит конфликт между людьми. В ней отсутствует фантастика, но присутствует сказочное разрешение. Смысловой акцент имеет развязка.
В волшебной сказке неизменно присутствует царская семья, старшее поколение и младшее, обычные люди и вымышленные существа. Младшие участники преодолевают препятствия посредством волшебных предметов (скатерть-самобранка, волшебный клубок, молодильные яблоки) и помощников. В ней описываются чудеса и невиданные создания, столкновение с волшебной силой.
Сказки о животных иносказательные, отличаются быстродействием и ясностью оценки героев. Животные олицетворяют хитрость (Лиса, злость (Волк, трусость (Заяц). Суть раскрывается в диалогах.
Чему учат сказки?
- Ценить друзей, помогать друг другу. Примеры народных сказок о дружбе: «Лиса и журавль», «Как собака друга искала», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко». Произведения подсказывают, кого можно считать настоящим другом, как важно приходить друзьям на помощь, и что означает дружба.
- Быть находчивым в сложных ситуациях. Примеры: «Бычок – смоляной бочок», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Мужик и медведь». Сказки учат сообразительности, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду.
- Бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками: сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. «Лиса и дрозд» осуждает вымогательства и капризы лисы, а «Лиса и заяц» – наглость, недальновидность и коварство.
- Воспитывать в себе лучшие качества. Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости. «Никита Кожемяка» показывает пример сильного, но мудрого и справедливого мужа, готового защищать своих сограждан. Сказка «Садко» вдохновляет развивать таланты, «Марья Моревна» напоминает, как важно хранить данное слово, учит добру, бескорыстности, мудрости, умению ждать.
Главная мысль сказки:
Русские народные сказки используются не столько для развлечения, сколько для поучения. В каждой из них своя мораль и главная мысль:
- Добро всегда побеждает зло («Илья-Муромец и Соловей-Разбойник»).
- Легко хвалится, легко и свалиться. («Колобок»).
- Будь трудолюбивым и терпеливым, тогда жизнь наградит. («Морозко»).
- Как аукнется, так и откликнется. («Лиса и журавль»).
Чтобы сказки научили детей чему-то хорошему, формировали культурные ценности, очень важно вызывать к ним интерес.
Каким образом можно использовать русские народные сказки для формирования культурных ценностей у детей?
1. Использовать интерактивные методы рассказа сказок:
Превратить чтение сказок в интересное и взаимодейственное занятие. Использовать разные голоса для персонажей, задавать вопросы о том, что дети думают о происходящем, давать им возможность придумывать концовки сказок. Это не только сделает процесс увлекательным, но и стимулирует креативное мышление детей.
2. Создавать сказочные мероприятия и проекты
Организовать сказочные дни или недели, посвященные определенным сказкам или темам. Проводить театральные постановки, рисовальные конкурсы или создание кукольного театра. Вовлекать детей в творческие процессы связанные со сказками, поможет им лучше усвоить содержание и полюбить мир фантазии.
3. Поддерживать обсуждение и рефлексию
После прочтения сказки, проводить обсуждения с детьми. Задавать им вопросы о моральных уроках, которые они извлекли из сюжета. Поощрять их высказывать свои мысли и ассоциации. Такие беседы способствуют развитию критического мышления и способности анализа.
4. Создавать связь с реальной жизнью
Показать детям, как сказки связаны с реальными ситуациями и чувствами. Обсудить с ними, как персонажи справляются с трудностями, какие у них ценности и какие решения они принимают. Это поможет детям понимать, что сказки не просто фантазия, а источник ценных уроков для жизни.
5. Развивать любознательность и творческое мышление
Поощрять детей создавать свои собственные сказочные истории. Дать им возможность рисовать, писать или даже рассказывать свои придуманные сказки. Это разовьет их творческое мышление и уверенность в себе.
Создание интереса к сказкам у детей — это не только способ погрузить их в мир волшебства, но и предоставить им инструмент для развития различных навыков. С помощью воспитательского терпения и креативности, можно вдохновить маленьких читателей на открытие богатства сказочного мира и постепенно внедрить любовь к русским народным сказкам. А это в свою очередь поможет прививать детям традиционные культурные ценности нашего народа.