Фролова Татьяна
Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Фролова Татьяна Иннокентьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 4» г. Арзамаса
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании малышей. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- КГН, гигиена. Игры, дидактические пособия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Средняя группа
- Темочки
Работу по данной теме я начала с изучения передового педагогического опыта исследователей, ученых по вопросам дошкольной педагогики и психологии. Для повышения педагогической компетенции принимала участие в работе конференций, семинаров, вебинаров, а также в мероприятиях для педагогов ДОУ.
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков – необходимое условие для здорового образа жизни и составляющий компонент культуры личности в целом. Не все воспитанники, пришедшие в детский сад из дома, имеют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: некоторые не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их индивидуальным полотенцем, другие нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого во время одевания, раздевания, поэтому важно развивать гигиеническую культуру с раннего возраста. Игровая деятельность – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Поэтому тема формирования культурно-гигиенических навыков посредством игр является актуальной.
В работе я опиралась на труды
• Выготского Л. С. об особенностях развития детей младшего возраста
• Петериной С. В. об особенностях формирования культурно-гигиенических навыков
• Бондаренко А. К., раскрывающего сущность дидактической игры
Для формирования навыков одевания-раздевания, умывания, поведения за столом Бондаренко выделяет три вида дидактических игр :
• Настольно-печатные
• Словесные
• Игры с дидактическими игрушками и предметами.
Для решения поставленных целей и задач работа осуществлялась по трем направлениям:
• образовательная деятельность с детьми
• пополнение развивающей предметно-пространственной среды
• взаимодействие с родителями
Ведущей педагогической идеей моей работы я считаю: целенаправленная и систематическая организация совместной игровой деятельности воспитателя и детей посредством дидактических игр обеспечит формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников младшего возраста.
Работа по теме была организована в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Структура разных видов дидактической игры включает в себя: задачу, действие, правило, результат и заключение игры. В младшем дошкольном возрасте руководство педагога игрой заключается в наглядном разъяснении всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.
В своей работе я использую разные игры.
• Настольно-печатная игра «Как одеться на прогулку», в ходе которой созданы условия для формирования представлений о названиях предметов одежды и последовательности одевания. Были предложены игровые задачи «Найди шапку, кофту» и т. д. «Что нарисовано на картинке», «Оденемся на прогулку: что сначала, что потом».
• Словесная игра «Как мы моем руки» направлена на формирование навыков мытья рук. Детям предлагается рассмотреть алгоритм мытья руки (заворачиваем рукава, открываем кран, мочим руки и т. д.). Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих, поэтому для закрепления правила предлагается самостоятельно вымыть руки.
• Для формирования навыка поведения за столом организуется игра с предметами и игрушками «Посуда для обеда». В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, а также предметы-заместители.
Нами был реализован игровой проект «Мы умеем одеваться, на прогулку собираться»
Цель проекта: создание условий для формирования навыка одевания-раздевания детей младшего возраста посредством разнообразных дидактических игр.
В ходе реализации проекта для формирования навыка одевания-раздевания организовывались разнообразные игры, такие как «Одежда», «Поможем кукле Тане одеться на прогулку», «Одевание на прогулку: что сначала, что потом» и др. Игры проводились в режимных моментах, в организованной образовательной деятельности, на прогулке как совместно с группой или подгруппой детей, так и индивидуально.
Совместно с родителями был изготовлен универсальный игровой макет «Времена года», который можно использовать для решения задач всех образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
Во время утренней прогулки было организовано наблюдение за погодой, беседа про лето, прочитано стихотворение. На игровом макете дети закрепили листочки, яблоки, под деревом посадили цветы, сказали о том, что летом тепло. Игровая задача заключалась в том, что же одеть кукле летом на прогулку и как ей помочь.
По формированию культурно-гигиенических навыков осуществлялась через партнерское взаимодействие с семьей. Был организован семейный клуб «Здоровый малыш», целью которого была организация помощи родителям и детям при адаптации к условиям детского сада. В силу занятости, этот клуб посещали в основном мамы воспитанников. В течение года был организованы разные мероприятия:
• Круглый стол «Как научить ребенка одеваться»
• Мастер – класс «Изготовление дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего возраста».
Как результат работы над темой и над проектом «Мы умеем одеваться, на прогулку собираться» создано следующее:
• Дидактические настольно-печатные игры
• Лэпбука «Я умею одеваться, на прогулку собираться». Лэпбук используется только в совместных играх взрослого и ребенка. Содержит карточки с игровыми заданиями: алгоритмы одевания, умывания, что можно и что нельзя, друзья мойдодыра, картинки «Посуда», «Одежда» и другое. Лэпбук удобен для организации индивидуальной и подгрупповой игры.
• Игровой макет «Времена года: одень куклу на прогулку» был представлен ранее
• Фотоальбом для родителей и детей «Мы одеваемся»
• Перспективный план по формированию КГН
• Игровой проект «Мы умеем одеваться, на прогулку собираться» .
В конце проделанной работы проведена диагностика педагогического процесса воспитанников младшей группы на конец учебного года по методике А. Н. Верещагиной на основе метода наблюдения. По итогам педагогической диагностики выявлено, что все воспитанники освоили образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Часть воспитанников испытывают некоторые затруднения: выполняют некоторые действия самообслуживания только при помощи взрослого.
Проведено анкетирование родителей по теме «Культурно-гигиенические навыки детей младшего возраста»
По результатам образовательной деятельности к трем-четырём годам у ребенка сформировано следующее :
• Активен в выполнении действий самообслуживания, стремиться к оказанию помощи другим
• Охотно общается с воспитателем, вступает в игровое взаимодействие
• С интересом участвует в общих играх и делах совместно с воспитателем и детьми
Хочется отметить, что благодаря работе семейного клуба «Здоровый малыш» дети успешно прошли адаптацию, с родителями налажен тесный контакт.