Комарова Любовь Владимировна
Формирование краеведческих представлений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
Глава 1. Традиционные методы преподавания
Глава 2. Современные методы преподавания
Заключение
Введение.
За последние десятилетия произошли глобальные изменения в разных сферах нашей жизни. Эти изменения, а в частности речь идёт об информатизации общества, нашли прямой свой отклик на разных аспектах образовательной деятельности. Невозможно себе представить работу учителя без компьютера, интерактивной доски. Невозможно представить себе педагога без доступа к Интернет-ресурсам, своего блога или странички в социальных сетях. Благодаря столь стремительному развитию информационных технологий преподаватели столкнулись с некоторыми трудностями, но стоит отметить, какие же все-таки плюсы принёс нам технический прогресс.
Публикация «Формирование краеведческих представлений у детей» размещена в разделах
Глава 1. Традиционные методы преподавания.
Как известно традиционными методами обучения являются словесные, наглядные и практические:
• К словесным методам относятся - лекция, рассказ, беседа.
• Традиционно к ним у историков и краеведов добавляются вспомогательные пособия - плакаты, картины, фотографии, тексты источников – мы назвали только что второй тип наглядные методы.
• Ну и практические включают в себя непосредственно опытные исследования, для Краеведения это экскурсии, походы и т. д.
Методы работы учителя-краеведа
Словесные Наглядные Практические
- лекция - карты - экскурсии
- рассказ - плакаты - игры
- беседа - фотографии - походы
- фото
В таблице наглядно изображены традиционные методы, применяемые учителями Краеведения или истории на уроках.
Но в современном мире эта схема будет далеко не совершенной. Тенью на каждый столбец ложится что-то «новое», что пришло в наше общество за последние десятилетия – результаты компьютеризации и информатизации.
Глава 2. Современные методы преподавания
Представим себе лекцию или рассказ. Современный педагог очень редко ограничивается лекцией, а сопровождает ее презентацией, отрывками фильмов, показываемый на интерактивной доске, наглядно-раскрывающие ту или иную тему.
Карты, фотографии и плакаты мы зачастую не просто демонстрируем ученикам на интерактивной доске, а даём ученикам шанс изменить что-то самим, затем вернуть обратно, даём возможность «творить». Существует множество современных программ, которые позволяют наглядно с использованием интерактивных досок познакомить учеников с разными историческими событиями. Что касается фотографий? Эта тема, пожалуй, самая продвинутая именно для Краеведения. Ученики имеют возможность сами создавать фотоальбомы с теми или иными объектами исторического наследия или другими изучаемыми на уроках. Сейчас уже даже не нужен цифровой фотоаппарат, эту работу успешно выполняют телефоны с камерой и интернетом.
А третий метод в принципе могут тоже заменить уже названные гаджеты, возможны интерактивные игры, экскурсии не выходя из кабинета, даже из дома. Ученики имеют возможность сами создавать подобные тесты, виртуальные экскурсии, викторины, игры даже в социальных сетях.
Методы работы учителя-краеведа
Словесные Наглядные Практические
- лекция - карты - экскурсии
- рассказ - плакаты - игры
- беседа - фотографии - походы
- фото
- видео- или аудио-лекции - видеофильмы и фотоальбомы с экскурсий или путешествий - викторины
- презентации - виртуальные экскурсии в соц. сетях
- конференции - обучающие игры
В данном случае к первой схеме добавлено всё новое, чем могут пользоваться педагоги в своей работе. Жирным шрифтом выделены все новые способы и распределены по столбцам. При этом традиционная схема остаётся прежней.
Заключение.
Таким образом, наглядно предложены к рассмотрению методы работы учителя-краеведа на уроках в таком виде, какими они происходили примерно в 20-м столетии, ну и соответственно в новую информационную эру.
Конечно, нельзя представить себе любой прогресс без так называемых «побочных эффектов». Из таблиц следует, что изучать историю теперь можно находясь перед компьютером? Нет, у наших учеников еще только формируется психика, они должны социализироваться в общество. Дети для полноценного сбалансированного развития должны находиться на свежем воздухе, развиваться физически и морально, а не сидеть перед экраном и получать оттуда знания. Обучаться нужно вербально в постоянном живом общении с ровесниками и педагогами.
Следовательно, вывод такой: современный педагог должен суметь найти ту «золотую середину», чтобы ученики не были лишены книг, общения, прогулок, но в тоже время научились добывать необходимые знания и путём современных информационных технологий, гаджетов.