Лучший педагог года

Формирование костно-суставного аппарата у детей

Ольга Пенкина
Формирование костно-суставного аппарата у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Каждая из систем состоит из определенных анатомофункциональных комплексов, то есть из аппаратов, обеспечивающих соответствующую часть ее функции. Так, в системе дыхания выделяют аппарат внешнего или легочного дыхания, аппарат внутреннего или тканевого дыхания и нервно-гуморальный аппарат. С этих позиций в опорно-двигательной системе можно выделить: костно-суставной аппарат, мышечно-связочный, нервный и эндокринно-гуморальный.

Публикация «Формирование костно-суставного аппарата у детей» размещена в разделах

Костно-суставной аппарат — структура, которая является опорой нашего тела и составлена из сложной мышечной, костной, суставной системы.

Актуальность исследования.

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя».

Дошкольное детство — очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо — только здоровый ребенок может развиваться гармонично.

Важную роль в педагогическом процессе играет понимание взрослыми анатомо-физиологических особенностей ребенка. Опираясь на его возможности, педагог ставит перед ним новые двигательные задачи, постепенно повышает требования к овладению двигательными навыками, контролирует развитие психофизических качеств.

Особенности развития костной и суставной системы у детей дошкольного возраста

Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в дошкольном возрасте

К дошкольному возрасту относится период жизни ребёнка от 3 до 7 лет. Дети этого возраста заметно отличаются по развитию от детей раннего возраста. У них происходит дальнейшее развитие и совершенствование организма.

Кожа. Происходит ее утолщение. Но неприятная возможность легко переохладиться или перегреться не снижается.

Костная система. У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно-мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса мышц. Ее окостенение еще не завершено. Позвоночник уже соответствует по форме взрослому, но только по форме. С возросшей весовой нагрузкой на неокрепший скелет ребенка как никогда, важен контроль за осанкой ребёнка.

К 5 годам значительно увеличивается мускулатура нижних конечностей, увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, увеличивается их сила.

С 3 до 7 лет также завершается формирование грудной клетки и органов дыхания. Ребра принимают такое же положение, как и у взрослых, грудная клетка — цилиндрическую форму. Дыхание более глубокое и редкое — к 7 годам достигает 23-25 в 1 минуту.

Прибавка массы тела у детей к 4 годам несколько замедляется и составляет в среднем за год 1,2-1,3 кг, а затем она вновь увеличивается: за пятый год жизни ребёнок прибавляет в среднем 2 кг, за шестой — 2,5 кг, за седьмой — около 3,5 кг. К 6-7 годам у ребёнка отмечается удвоение массы тела по сравнению с массой в годовалом возрасте.

Физическое развитие детей в этот период отличается неравномерностью. В возрасте 4-5 лет темпы роста несколько замедляются, ребёнок за год вырастает в среднем на 4-6 см, а на протяжении шестого-седьмого года жизни прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в возрасте 6-7 лет получило название первого периода вытягивания. Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усилении функции гипофиза).

Эндокринная система. В возрасте 6-7 лет наблюдается некоторое ускорение роста, первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Активное участие в этих процессах принимают такие железы, как щитовидная, надпочечники, гипофиз. Начинается «подготовка» половых желез к периоду полового созревания.

Сердечно-сосудистая система: пульс продолжает уряжаться. К 7 годам его частота равна 85-90 в 1 минуту, артериальное давление — 104/67 мм рт. ст.

Иммунная система: клетки иммунитета вырабатываются организмом ребенка в достаточном количестве, в связи с этим — более легкое течение многих болезней.

Развитие костной системы у дошкольников

Процесс окостенения. Скелет у ребёнка закладывается ещё в раннем утробном периоде и состоит преимущественно из хрящевой ткани. Ещё в утробном периоде хрящевая ткань начинает заменяться костной тканью. Процесс окостенения протекает постепенно, и не все кости скелета окостеневают одновременно.

После рождения ребёнка процесс окостенения продолжается. Сроки появления точек окостенения и окончания окостенения различны для разных костей. Для каждой кости эти сроки относительно постоянны, поэтому по этим срокам можно судить о нормальном развитии скелета у детей и об их возрасте. Скелет ребенка отличается от скелета взрослого человека размерами, пропорциями, строением и химическим составом.

Развитие скелета у детей в значительной мере определяет развитие тела, например, мускулатура развивается медленнее, чем растет скелет.

Существуют два пути развития кости. Некоторые кости развиваются непосредственно из мезенхимы (кости крыши черепа, лица и отчасти ключица и др.) -это первичное окостенение.

В 4-5 лет в верхнем эпифизе бедренной кости появляются костные балочки. После 7-8 лет костные балочки удлиняются и становятся однородными и компактными.

Пластинчатая кость развивается с 5 месяцев до 1,5 лет, т. е. когда ребенок становится на ноги. В течение 2-го года большая часть костной ткани имеет пластинчатое строение и к 2,5-3 годам остатки грубоволокнистой ткани уже отсутствуют.

Возрастные особенности химического состава и строения костей.

У детей кости содержат относительно больше органических веществ и меньше неорганических, чем у взрослых. С возрастом химический состав костей изменяется, значительно увеличивается количество солей кальция фосфора, магния и других и других элементов и меняется соотношение между ними. Кальций в большом количестве задерживается в костях маленьких детей, а фосфор у детей старшего возраста.

Череп — это скелет головы. В соответствии с особенностями развития, строения и функций различают два отдела черепа: мозговой и лицевой (висцеральный). Мозговой отдел черепа образует полость, внутри которой располагается головной мозг. Лицевой отдел формирует костную основу дыхательного аппарата и пищеварительного канала.

Мозговой отдел черепа состоит из крыши (или свода черепа) и основания. Теменная кость свода черепа представляет собой четырехугольную пластинку с четырьмя зубчатыми краями. Две теменные кости, соединенные швами, образуют теменной бугор. Спереди от теменных костей лежит лобная кость, большая часть которой представлена чешуей.

Выпуклую часть лицевого отдела черепа образуют лобные бугры, ниже которых расположены кости, формирующие стенки глазниц. Между глазницами находится носовая часть, примыкающая к носовым костям, ниже которых расположены ячейки решетчатой кости.

Сзади теменных костей расположена затылочная кость, благодаря которой образуется основание черепа и череп соединяется с позвоночником. По бокам крыши черепа находятся две височные кости, также участвующие в образовании основания черепа. В каждой из них содержатся соответствующие отделы органа слуха и вестибулярного аппарата. В основании черепа располагается клиновидная кость.

Кости основания черепа, развившиеся из хряща, соединяются хрящевой тканью, которая с возрастом заменяется костной тканью. Кости крыши, развившиеся из соединительной ткани, соединяются соединительно-тканными швами, которые к старости становятся костными. Это относится и к лицевому отделу черепа.

Лицевой отдел черепа составляют верхняя челюсть, скуловые, слезные, решетчатые, небные, носовые кости, нижняя носовая раковина, сошник, нижняя челюсть и подъязычная кость.

Возрастные особенности черепа. Мозговой и лицевой отделы черепа образуются из мезенхимы. Кости черепа развиваются первичным и вторичным путем. Череп детей существенно отличается от черепа взрослых его величиной по сравнению с размерами тела, строением и пропорциями отдельных частей тела. У новорожденного мозговой отдел черепа в шесть раз больше лицевого, у взрослого — в 2,5 раза. Иначе говоря, у новорожденного лицевой отдел черепа относительно меньше мозгового отдела. С возрастом эти различия исчезают. Более того, изменяется не только форма черепа и составляющих его костей, но и количество костей черепа.

От рождения и до 7 лет череп растет неравномерно. В росте черепа установлены три волны ускорения: 1) до 3-4 лет; 2) с 6 до 8 лет; 3) с 11 до 15 лет.

Позвоночник составляют 24 свободных позвонка (7 шейных, 12 грудных и 5 поясничных) и 9-10 несвободных (5 крестцовых и 4-5 копчиковых). Свободные позвонки, сочленяемые между собой, соединены связками, между которыми находятся эластичные межпозвоночные диски из волокнистого хряща. Крестцовые и копчиковые позвонки сращены и образуют крестец и копчик. Позвонки развиваются из хрящевой ткани, толщина которой с возрастом уменьшается.

Различают четыре этапа развития эпифизов позвонков: до 8 лет — хрящевой эпифиз; от 9 до 13 лет — обызвествление эпифиза; от 14 до 17 лет — костный эпифиз; после 17 лет — слияние эпифиза с телом позвонка.

Длина позвоночника особенно резко увеличивается в течение первого и второго годов жизни, затем рост позвоночника замедляется и снова ускоряется с 7 до 9 лет (у девочек больше, чем у мальчиков).

Подвижность позвоночника у детей, особенно 7-9 лет, гораздо больше, чем у взрослых. Это зависит от относительно большей величины межпозвоночных дисков и их большей упругости

Физиологические изгибы позвоночника. После рождения позвоночник приобретает четыре физиологических изгиба. В 6-7 недель с подниманием головы у ребенка происходит изгиб кпереди (лордоз) в шейном отделе. В 6 месяцев в результате сидения образуются изгибы кзади (кифозы) в грудном и крестцовом отделах. В 1 год с началом стояния формируется лордоз в поясничном отделе. Первоначально эти физиологические изгибы позвоночника удерживаются мускулатурой, а затем связочным аппаратом, хрящами и костями позвонков.

К 3-4 годам изгибы позвоночника постепенно увеличиваются в результате стояния, ходьбы, под действием силы тяжести и работы мышц. К 7 годам окончательно образуются шейный лордоз и грудной кифоз.

Благодаря пружинному движению позвоночника может изменяться величина его изгибов. В результате изменения изгибов позвоночника и высоты межпозвоночных дисков изменяется и длина позвоночника: с возрастом и в течение дня. В течение суток рост человека колеблется в пределах 1 см, а иногда и 2-2,5 см и даже 4-6 см. В положении лежа длина тела человека больше на 2-3 см, чем в положении стоя.

Особенности грудной клетки ребёнка.

Грудную клетку составляют 12 пар ребер. Истинные ребра (первая — седьмая пары) с помощью хрящей соединяются с грудиной, из остальных пяти ложных ребер хрящевые концы восьмой, девятой и десятой пар соединяются с хрящом вышележащего ребра, а одиннадцатая и двенадцатая пары не имеют реберных хрящей и обладают наибольшей подвижностью, так как оканчиваются свободно. Вторая — седьмая пары ребер соединены с грудиной небольшими суставами.

С позвонками ребра соединяются суставами, которые при поднятии грудной клетки определяют движение верхних ребер в основном вперед, а нижних — в стороны.

Грудина является непарной костью, в которой различаются три части: рукоятка, тело и мечевидный отросток. Рукоятка грудины сочленяется с ключицей при помощи сустава, содержащего внутрихрящевой диск (по характеру движений он приближается к шаровидным сочленениям).

Форма грудной клетки зависит от возраста и пола. Кроме того, форма грудной клетки изменяется из-за перераспределения силы тяжести тела при стоянии и ходьбе в зависимости от развития мускулатуры плечевого пояса.

Возрастные изменения в формировании грудной клетки. Ребра развиваются из мезенхимы, преобразующейся в хрящ на втором месяце утробной жизни. Их окостенение начинается на пятой — восьмой неделе, а грудины — на шестом месяце. Ядра окостенения в головке и бугорке появляются в верхних десяти ребрах в 5-6 лет, а в последних двух ребрах — в 15 лет. Слияние частей ребра заканчивается к 18-25 годам.

До 1-2 лет ребро состоит из губчатого вещества. С 3-4 лет компактный слой развивается в середине ребра. С 7 лет компактный слой разрастается по всему ребру

В мечевидном отростке ядро окостенения появляется в 6-12 лет.

Форма грудной клетки. У людей встречаются две крайние формы грудной клетки : длинная узкая и короткая широкая. Им соответствуют и формы грудины. Среди основных форм грудной клетки различают коническую, цилиндрическую и плоскую форму.

Форма грудной клетки существенно изменяется с возрастом. После рождения и в первые несколько лет жизни грудная клетка имеет форму конуса с обращенным вниз основанием. С возраста 2,5-3 лет рост грудной клетки идет параллельно росту тела, в связи с этим ее длина соответствует грудному отделу позвоночника. Затем рост тела ускоряется, а грудная клетка становится относительно короче. В первые три года наблюдается увеличение окружности грудной клетки, что приводит к преобладанию в верхней части грудной клетки поперечного диаметра.

Постепенно грудная клетка изменяет конусообразную форму и приближается к таковой у взрослого человека, т. е. приобретает форму конуса с основанием, обращенным кверху. Окончательную форму грудная клетка приобретает к 12-13 годам, но имеет меньшие размеры, чем у взрослых.

В росте окружности грудной клетки также наблюдаются половые различия. У мальчиков окружность грудной клетки с 8 до 10 лет увеличивается на 1-2 см в год, к периоду полового созревания (с 11 лет) — на 2-5 см. У девочек до 7-8 лет величина окружности грудной клетки превосходит половину величины их роста. У мальчиков такое соотношение наблюдается до 9-10 лет, с этого возраста половина величины роста становится больше размера окружности грудной клетки.

Параметры развития грудной клетки зависят от развития скелетных мышц: чем больше развита скелетная мускулатура, тем больше развита грудная клетка

Неправильная посадка детей за партой может повлечь деформацию грудной клетки и, как следствие, нарушение развития сердца, крупных сосудов и легких.

Развитие костей верхних конечностей.

К скелету верхних конечностей относятся плечевой пояс и скелет руки. Плечевой пояс состоит из лопатки и ключицы, скелет руки — из плеча, предплечья и кисти. Кисть делится на запястье, пясть и пальцы.

Лопатка — это плоская кость треугольной формы, расположенная на спине. Ключица — трубчатая кость, один конец которой сочленяется с грудиной и ребрами, а другой — с лопаткой. Реберно-ключичный сустав появляется у детей с 11-12 лет; наибольшего развития он достигает у взрослых.

Скелет руки состоит из плечевой кости (скелет плеча, из локтевой и лучевой костей (скелет предплечья) и из костей кисти.

Запястье состоит из восьми мелких костей, расположенных в два ряда, образующих желоб на ладони и выпуклость на ее тыльной поверхности.

Пясть состоит из пяти небольших трубчатых костей, из которых самая короткая и толстая — кость большого пальца, самая длинная — вторая кость, а каждая из следующих костей меньше предыдущей. Исключение составляет большой (первый) палец, состоящий из двух фаланг. В остальных четырех пальцах по три фаланги. Самая большая фаланга проксимальная, меньше — средняя, наименьшая — дистальная.

На ладонной поверхности присутствуют постоянные сесамовидные косточки — внутри сухожилий между пястной костью большого пальца и его проксимальной фалангой и непостоянные — между пястной костью и проксимальной фалангой второго и пятого пальцев. Гороховидная кость запястья также относится к сесамовидным костям.

Суставы запястья, пясти и пальцев укреплены мощным связочным аппаратом.

Возрастные особенности развития верхних конечностей. У новорожденного ключица почти полностью костная, образование ядра окостенения в грудинном ее отделе происходит в 16-18 лет.

Все длинные кости у новорожденного, такие как плечевая, лучевая, локтевая, имеют хрящевые эпифизы и костные диафизы. Костей в запястье нет, и окостенение хрящей начинается : на первом году жизни — в головчатой и крючковидной костях; в 2-3 года — в трехгранной кости; в 3-4 года — в полулунной кости; в 4-5 лет — в ладьевидной кости; в 4-6 лет — в многоугольной большой кости; в 7-15 лет — в гороховидной кости.

Сесамовидные кости в первом пястно-фаланговом суставе появляются в 12-15 лет. На третьем году жизни происходит окостенение проксимальных и дистальных эпифизов фаланг. «Костный возраст» определяют центры окостенения кисти.

Окостенение костей верхних конечностей заканчивается: в 10-13 лет — в костях запястья; в 12 лет — в пястье; в 9-11 лет — в фалангах пальцев.

Окостенение заканчивается у мужчин в среднем на два года позже, чем у женщин. Обнаружить последние центры окостенения можно в плечевой кости — в 12-14 лет, в лучевой кости — в 5-7 лет, в локтевой кости — в 7-8 лет, в пястных костях и фалангах пальцев — в 2-3 года. Окостенение сесамовидных костей обычно начинается в период полового созревания: у мальчиков — в 13-14 лет, у девочек — в 12-13. Начало слияния частей первой пястной кости говорит о начале полового созревания.

Особенности развития таза и нижних конечностей. Скелет нижних конечностей.

Тазовый пояс состоит из лобковой, подвздошной и седалищной костей, которые закладываются самостоятельно и с возрастом сливаются, образуя таз, соединенный сзади с крестцовым отделом позвоночника. Таз служит опорой для внутренних органов и ног. Благодаря подвижности поясничного отдела позвоночника таз увеличивает амплитуду движений ноги.

Скелет ноги состоит из бедренной кости (скелет бедра, из большой берцовой и малой берцовой костей (скелет голени) и из костей стопы.

Предплюсну составляют таранная, пяточная, ладьевидная, кубовидная и три клиновидные кости. Плюсну образуют пять плюсневых костей. Пальцы стопы состоят из фаланг: две фаланги в первом пальце и по три фаланги в остальных пальцах. Сесамовидные косточки расположены, как и в руке, но значительно лучше выражены. Самой крупной сесамовидной костью скелета ноги является надколенная чашка, находящаяся внутри сухожилия четырехглавой мышцы бедра. Она увеличивает плечо силы этой мышцы и защищает коленный сустав спереди.

Развитие костей таза. Наиболее интенсивный рост костей таза наблюдается в первые три года жизни. В процессе сращения костей таза можно выделить несколько этапов: 5-6 лет (начало сращения); 7-8 лет (срастаются лобковая и седалищная кости);

Размеры таза у мужчин меньше, чем у женщин. Различают верхний (большой) таз и нижний (малый) таз. Поперечный размер входа в малый таз у девочек изменяется скачкообразно в несколько этапов: в 8-10 лет (очень быстро увеличивается); в 10-12 лет (наблюдается некоторое замедление его прироста); с 12 до 14-15 лет (прирост снова увеличивается). Переднезадний размер увеличивается более постепенно; с 9 лет он меньше поперечного. У мальчиков оба размера таза увеличиваются равномерно.

Развитие костей нижних конечностей. К моменту рождения бедренная кость состоит из хряща, костным является только диафиз. Синостозирование в длинных костях заканчивается в возрасте от 18 до 24 лет. Коленная чашка приобретает форму, характерную для взрослого, к 10 годам.

Развитие костей предплюсны происходит гораздо раньше костей запястья, ядра окостенения в них (в пяточной, таранной и кубовидной костях) появляются еще в утробном периоде. В клиновидных костях они возникают в 1-3-4 года, в ладьевидной — в 4,5 года. В 12-16 лет заканчивается окостенение пяточной кости.

Кости плюсны окостеневают позже костей предплюсны, в возрасте 3-6 лет.

С 7 лет ноги растут быстрее у мальчиков. Наибольшее отношение длины ноги к туловищу достигается у мальчиков к 15 годам, у девочек — к 13 годам.

Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и передние концы плюсневых костей. Общий свод стопы составляют продольный и поперечный своды. Формирование свода стопы у людей произошло как результат прямохождения.

Формирование суставов у детей и их возрастные особенности

К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже имеются все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща. Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Эти особенности определяют возможность подвывихов, например головки лучевой и плечевой костей. Развитие суставов наиболее интенсивно происходит в возрасте до 3 лет и обусловлено значительным увеличением двигательной активности ребёнка.

Заболевания костной и суставной систем у детей дошкольников и их профилактика

По мере роста ребенка изменяются пропорции его тела, происходит выравнивание скелета.

Большое влияние на формирование опорно-двигательного аппарата оказывают врожденные особенности, внешние условия, режим дня, питание, физические перегрузки во время спортивных занятий, перенесенные заболевания и все то, что вносит дисбаланс в уравновешенное состояние мышечно-связочного каркаса и позвоночника.

Публикации по теме:

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «История кассового аппарата»Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «История кассового аппарата» Цель : создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм.

Дидактическая игра на развитие дыхательного аппарата для детей младшего дошкольного возраста «Гусенички»Дидактическая игра на развитие дыхательного аппарата для детей младшего дошкольного возраста «Гусенички» АННОТАЦИЯ Дидактическая игра «Гусенички» для развития дыхательного аппарата предназначена для детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Комплекс игр для развития дыхательного аппаратаКомплекс игр для развития дыхательного аппарата «Снег в бутылочке» Цель: Учить правильному дыханию (вдох через нос, выдох через рот).Материал: маленькая пластиковая бутылка, трубочка.

Нестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими рукамиНестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими руками Предлагаю вашему вниманию оборудование сделанное своими руками для профилактики опорно-двигательного аппарата и пополнения предметно – развивающей.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Подготовка артикуляционного аппарата детей к произнесению звуков в младшей группе детского сада Подготовка артикуляционного аппарата детей к произнесению звуков в младшей группе детского сада. " Упражнение для вызывания звука: -б-".

Консультация «Развитие артикуляционного аппарата»Консультация «Развитие артикуляционного аппарата» Хочу представить вашему вниманию очередную работу на тему "ЗКР". Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование костно-суставного аппарата у детей
Опубликовано: 10 апреля 2021 в 14:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование костно-суставного аппарата у детей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пенкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД