Елена Беляева
Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет общение как необходимое условие жизнедеятельности.
Публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
Общение является сложной и многогранной деятельностью и требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. Формирование коммуникативных умений является важным условием нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.
Общепринятым является положение психологии о том, что психическое развитие ребенка начинается с общения (Л. С. Выготский; А. Н. Леонтьев; А. В. Запорожец; М. И. Лисина; Д. Б. Эльконин). Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка-это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Родители пытаются заменить непосредственное общение с ребенком дорогими игрушками, планшетами, телефонами. Современные дети стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
1. Зарождение и становление коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста
Прежде чем говорить о коммуникативной деятельности дошкольников, необходимо иметь представления о таких основных понятиях, как «коммуникация», «общение», «коммуникативные умения», «коммуникативная деятельность».
Большой психологический словарь под редакцией Б. Мещерякова трактует общение как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией. А. А. Леонтьев под общением понимает процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. По мнению М. И. Лисиной под общением понимается взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Термин «коммуникация» (от лат. – делать общим, сообщать, беседовать) в последнее время получил широкое распространение. Впервые появился в начале XX века.
Психологический словарь Б. Мещерякова, В. Зинченко трактует термин «коммуникация» в переводе с английского как сообщать, передавать, и выделяет вербальную и невербальную коммуникацию.
Философский энциклопедический словарь трактует «коммуникацию» как обмен мыслями, сведениями, идеями посредствам знаков, то есть использование знаково - символических средств в общении и взаимоотношениях является обязательным.
В словаре русского языка С. И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение.
«Навыки» - это автоматизированные компоненты, реализуемые на уровне бессознательного контроля, а «деятельность» - специфический вид человеческой активности.
По утверждению О. Н. Сомковой коммуникативные умения - это умение общаться и владеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с партнерами по общению, а также успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.
Таким образом, коммуникативные умения - это элементы коммуникативной деятельности, обеспечивающие обмен информацией, взаимодействие и восприятие людьми друг друга. Коммуникативная деятельность - это межличностное взаимодействие (субъект – субъектное, в ходе которого происходит восприятие, оценка и понимание другого человека.
Коммуникативная деятельность, согласно преобладающей точке зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской в дошкольной педагогике рассматривается как синоним термину «общение». Другими словами, термины «коммуникативная деятельность» и «общение» взаимозаменяемы (равнозначны)
В структуре общения как коммуникативной деятельности выделяют следующие компоненты:
1. Предмет общения – другой человек (субъект общения).
2. Потребность в общении заключается в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них – к самопознанию и самооценке себя.
3. Коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение.
4. Действия общения - единица коммуникативной деятельности, адресованная другому человеку и направленная на него как на объект. Имеет две основные категории - инициативные акты и ответные действия.
5. Задачи общения - цель, на достижение которой направлены действия, совершаемые в процессе общения.
6. Средства общения - операции, с помощью которых осуществляются действия общения.
7. Продукты общения - образования материального и духовного характера, создаваемые в итоге общения.
Общение, как известно, первый вид социальной активности. Сначала возникает через викарное научение (прямое подражание, а затем через вербальное научение (словесные инструкции). Тем самым приобретается основной жизненный опыт ребенка.
Онтогенетическое развитие общения у детей дошкольного возраста проходит пять основных этапов:
1. От рождения до 2-3 месяцев – контактное общение, служащее средством удовлетворения потребностей. Средствами общения выступают мимика и жестикуляция.
2. От 2-3 до 8-10 месяцев - познавательное общение (начальный этап, связан с появлением потребностей в новых впечатлениях.
3. От 8-10 до 1,5 лет - вербально - невербальное общение, обслуживающее когнитивные потребности. Средства общения язык.
4. От 1,5 до 3 лет – зарождается деловое и игровое общение, связанное с предметной и игровой деятельностью.
5. Возраст от 3 до 6-7 лет - деловое и личностное общение. Становление произвольности в выборе средств общения. Развитие сюжетноролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры [57].
Генезис общения со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте, в исследованиях, проведенных под руководством М. И. Лисиной показал, что дети 1-1,5 лет относятся к сверстникам как к физическим предметам. В это же время в общении с взрослым помимо невербальных средств начинают использовать язык, как средство общения («Дай», «Хочу», «Надо»). В 1,5-2 года дети начинают обращать внимание на сверстников (обращаться к ним по средствам жестов, эмоций, вокализации).
В возрасте 3-4 лет сверстник становится участником совместной предметной деятельности, но его индивидуальность остается невидимой для партнера.
В 4-5 лет дети 15 рассматривают сверстника как равного, то есть того, с кем можно себя сравнить.
К 5-7 годам в глазах ребенка сверстник приобретает индивидуальность. Появляется острый интерес к товарищам, который выражается в форме активного подражания, стремления к соперничеству. Взрослый здесь отходит на второй план.
Через общение со сверстниками возникает образ другого человека, а через это - образ самого себя. Изменяется содержание общения, мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный.
Выраженная потребность в общении со сверстниками появляется к среднему дошкольному возрасту и с возрастом только усиливается. А. В. Мудрик объясняет данную специфику так:
- общение со сверстниками очень важный канал информации, по которому дети узнают многие вещи, о которых не говорят им взрослые;
- групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права;
- сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дают ребенку чувство благополучия и устойчивости (специфический вид эмоционального контакта). В этом же возрасте проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника, а также возрастает число конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на сверстника. Следует отметить, что старший дошкольный возраст характеризуется активным взаимодействием со сверстниками.
Именно в обществе сверстников детей - дошкольников наиболее эффективно развиваются такие механизмы межличностного восприятия и понимания, как: эмпатия, рефлексия, идентификация, которые лежат в основе формирования положительно личностных качеств (сочувствие, сопереживание, поддержка, чувство справедливости, так как ребенок начинает осознавать, что другие дети так же, как и он сам, имеют устойчивые убеждения, взгляды, с которыми необходимо считаться и к которым необходимо прислушиваться. Появляется заинтересованность к личности сверстника, не связанная с его конкретными действиями. Но конкурентная, соревновательная основа в отношениях все же сохраняется. К концу старшего дошкольного возраста у большинства детей появляется непринужденное и бескорыстное желание оказать помощь сверстнику, подарить ему что-нибудь или пойти на уступку. Повышается эмоциональная вовлеченность в деятельность. Детям важно знать, что и как делает сверстник (во что играет, что рисует, какие книжки читает, и основой этому является интерес к личности сверстника. Таким образом, можно сделать вывод о том, что мысли и действия старших дошкольников устремлены как на положительную оценку взрослого, так и на сверстника. В этом же возрасте начинают завязываться крепкие избирательные привязанности между детьми. Формируются небольшие группы (по 2 - 3 человека) в поведении и отношениях которых наблюдается открытость и доверие. Дошкольники стремятся поделиться своими мыслями, предпочтениями, такое поведение свидетельствует о том, что именно в старшем дошкольном возрасте необходимо формировать коммуникативные навыки детей и способствовать образованию условий для их межличностного общения и взаимодействия.
2. Основные мотивы, побуждающие детей к коммуникативным действиям
Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение со взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями:
1) потребностью во впечатлениях;
2) потребностью в активной деятельности;
3) потребностью в признании и поддержке.
Мотивом общения является партнер в тех своих качествах, ради которых ребенок инициативно обращается к нему или поддерживает предпринятую взрослым коммуникативную деятельность. Поэтому мотив общения совпадет с его объектом.
В мотивах общения опредмечиваются потребности ребенка, заставляющие его искать помощь взрослого, при этом потребность в новых впечатлениях порождает познавательные мотивы общения, потребность в активном функционировании – деловые мотивы общения, а потребность в признании и поддержке – личностные мотивы общения.
Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих. Причем речь идет не об индивидуальных особенностях взаимоотношения разных мотивов, а об особенностях именно возрастных, типичных для большинства или для многих детей соответствующего возраста. Выдвижение на передний план определенной группы мотивов связано с изменением содержания общения, а последнее отражает особенности общей жизнедеятельности ребенка : характер его ведущей деятельности, степень самостоятельности
В первом полугодии жизни ведущим мотивом общения детей со взрослыми является личностный мотив. Он олицетворяется в персоне взрослого как ласкового доброжелателя, который в то же время служит центральным объектом познания и деятельности детей. Конечно, личностные мотивы общения младенцев весьма примитивны. Они воспринимают лишь внимание и нежность старших и переживают самое аморфное, глобальное чувство своей значимости для них.
Начиная со второго полугодия жизни и позднее, вплоть до 2,5 лет, ведущим становится деловой мотив общения. Он воплощается в лице взрослого как искусного партнера по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребенка. В раннем возрасте дети продолжают ценить внимание взрослого, радуются его похвалам, но на первое место у них выдвигается стремление к совместной деятельности и соответственно те качества взрослого, которые делают из него хорошего партнера в этом деле. «Пустая», ни с чем не связанная ласка обычно раздражает малыша, заставляет его увертываться от поглаживающей руки, а похвала за успешное действие вызывает и особую радость ребенка, и даже опережающий ее поиск отношения взрослого.
В дошкольном возрасте в становлении мотивов общения наблюдаются три периода: сначала ведущее место занимают деловые мотивы общения, затем познавательные и, наконец, как у младенцев, личностные.
Познавательные мотивы заставляют детей задавать взрослым десятки вопросов на самые разнообразные темы – от причин поломки игрушек до тайн мироздания. Маленькие «почемучки» сначала почти не слушают ответы взрослых – им важно высказать свое недоумение, они не замечают противоречий в словах взрослого. Но постепенно стремление спрашивать сменяется стремлением узнавать, и тут дети могут вступать со взрослыми в спор, многократно переспрашивать их, проверяя уверенность и надежность сообщаемых ими знаний.
Смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка и положения общения в системе общей жизнедеятельности детей.
Все группы мотивов общения интенсивно развиваются и изменяются на протяжении первых лет жизни. Так, личностное общение позволяет младенцу чутко воспринимать доброжелательное внимание взрослого, не замечать других его качеств. Личностные же мотивы старших дошкольников обеспечивают им достаточно разностороннее, глубокое и богатое знание о существенных свойствах окружающих взрослых.
3. Игра-как средство формирования коммуникативных навыков
В психолого-педагогической литературе существует множество определений «игры», но все схожи в одном, что игра – это деятельность. Игра - это деятельность, предоставляющая всем ее участникам право свободного самовыражения.
Виды игр очень разнообразны. Они могут различаться:
1. По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;
2. По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
3. По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
4. По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
5. По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно - ролевые, режиссёрские и т. д.
Главный компонент игры - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Несмотря на вид игры, большинству из них присущи основные черты - это свободная деятельность, творческий характер, эмоциональная приподнятость и наличие прямых или косвенных правил, а также, виды игр объединяют функции, которые они (игры) выполняют: развлекательная; коммуникативная; саморегуляции; социализации (т. е., накопление социального опыта); терапевтическая; диагностическая; межнациональной коммуникации.
В соответствии с п. 2.6 Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) № 1155 от 17.10.2013, дошкольная образовательная организация должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие, речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение ребенком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие его взаимодействия с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО.
Для формирования социально-коммуникативных умений наилучшим образом подходит сюжетно-ролевая игра, являющаяся основным видом игр дошкольного детства, и эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, коммуникативных умений, социализацию, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и другое.
Одной из важнейших функций сюжетно - ролевой игры является коммуникативная функция, которая заключается в развитии обмена знаниями и умениями в ходе игры и установления на этой основе дружеских взаимоотношений. Реализация педагогических задач в области коммуникации осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. Так, например, у младших дошкольников преобладают бытовые действия (варить, купать, мыть, возить и др.). В среднем дошкольном возрасте смысл сюжетно - ролевой игры заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль и т. д.). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. Ролевая речь становится средством взаимодействия. Распределение ролей перед игрой, процесс эмоциональный, поэтому требуется помощь педагога.
В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. С усложнением игры к шестилетнему возрасту увеличивается состав ее участников. Еще до начала игры дети предварительно ее планируют, распределяют роли, подбирают необходимые игрушки, а в ходе игры постоянно контролируют действия друг друга, критикуют, подсказывают, как должен вести себя определенный персонаж, чего не наблюдается у малышей
В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий. Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадается. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.
Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В самом общении детей друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
Главное значение игры для психического развития ребенка дошкольного возраста, состоит в том, что благодаря особым игровым приемам, в частности принятию ребенком на себя роли взрослого, выполнению его общественно-трудовых функций, символическому характеру многих предметных действий, переносу значений с одного предмета на другой, ребенок моделирует в игре отношения между людьми. Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и обеспечивающий их совместное влияние на развитие ребенка.
В старшем дошкольном возрасте основное стремление в общении со сверстниками - жажда сотрудничества, возникающая в более развитой форме игровой деятельности - в игре с правилами. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной и трудовой деятельности. Значение игр в воспитании, обучении и развитии коммуникативных навыков неоценимо - это совмещение игр и обучения, переход от игр-забав через игры задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности
Театрализованная игра также является средством развития общения. Участвуя в театрализованной игровой деятельности, дети познают мир, учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами. После просмотра сценки, с ребятами проводится беседа, ребята отвечают на вопросы, обсуждают поступки героев, нравственные стороны увиденного, анализируют ситуацию.
Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи. При этом, интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание).