Елена Шумарина
Формирование коммуникативной компетентности обучающихся во внеурочной деятельности
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е. А. Шумарина, воспитатель
МДОУ «Детский сад «Родничок»
Республика Алтай, с. Турочак»
Коммуникативное развитие дошкольников является одним из основных элементов в системе становления личности ребенка. Без коммуникативной компетенции ребенку будет сложно адаптироваться в будущем. Коммуникативные действия помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в обществе, и присваивать социальный опыт. Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений и ставится задача - формирования у воспитанников коммуникативной компетенции. В решении этой задачи большую роль играет внеурочная деятельность. Цель внеурочной деятельности : создание условий для развития ребенком своих интересов.
Публикация «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся во внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Внеурочная деятельность в дошкольном образовательном учреждении планируется и организуется по направлениям развития личности, с использованием таких форм организации занятий, как экскурсии, кружки, соревнования, трудовая деятельность, игры.
Дети с огромным энтузиазмом относятся к творческому процессу, в нем они учатся взаимодействовать друг с другом, общаться со сверстниками и взрослыми, что обеспечивает готовность к сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Общение – это главный способ формирования коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
В современном обществе общение выступает необходимым условием взаимоотношений между людьми, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.
Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. [3, с. 4].
Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. [3, с. 4].
Содержанием общения у дошкольников, в основном, является игровая деятельность. В дошкольном возрасте значительно меняется сам характер взаимодействия. У ребенка увеличивается представление об умениях и навыках партнера, возникает заинтересованность к таким сторонам его личности, которые до этого не были заметны. Все это содействует выделению стабильных характеристик личности, развитию более цельного образа о самом себе.
Содержание мотивов детей дошкольного возраста, находящихся в основе формирования игровых действий, в большинстве своем отражают содержание их ценностных ориентаций.
В организации общения помогает работа в парах и группах, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Выстраивая отношения, необходимо познакомить детей с правилами ведения диалога: общение начинается с имени; любое мнение ценно; повернись так, чтобы видеть лицо говорящего; дай возможность другому высказать свое мнение, а себе понять его.
Так же в формировании диалогового общения друг с другом помогают сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления, печатные и подвижные игры. Для развития монологической формы речевой коммуникации применяют различные сообщения, рассказывание и умение пересказать сказки, рассказы.
Дошкольник может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у детей не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в беседах друг с другом и со взрослыми. Для создания эмоционально-благоприятной ситуации используют: игровые приемы и задания, направленные на развитие творческих способностей и творческого воображения.
Конечно, важную роль в формировании речевой компетенции детей играет и внимательное отношение взрослого к речи детей: анализ услышанного; исправление недочетов; помощь в выборе наиболее точных слов.
Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт в коммуникативной компетенции. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им понравились. Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта: сочувствию и сопереживанию; умению представить, что ощущает другой; сдерживанию эмоций; пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому, особенно в коллективе.
Применительно к дошкольникам еще нельзя говорить о коллективе в полном смысле слова, однако, объединяясь в группы под руководством взрослых, они устанавливают начальные формы коллективных взаимоотношений. [1, с. 6].
К концу дошкольного возраста при правильном воспитании в группе дошкольников проявляются такие коллективистические признаки, как сотрудничество, взаимопомощь, элементарная ответственная взаимозависимость и контроль. Дети данного возраста называют общность интересов, дают большую оценку деловым качествам и успехам партнера, некоторым личностным качествам.
В этом возрасте происходит интенсивное развитие и осмысление этических понятий, таких, например, добро и зло. При этом взрослый является важной, а иногда и главной фигурой для дошкольника, та как он выступает в качестве самого важного источника знаний. Если раньше ребенку была значима оценка своего поведения со стороны взрослого за продемонстрированные им умения и знания, то теперь ребенка беспокоит оценка себя самого как личности. Ребенок стремится к тому, чтобы оценка его со стороны взрослого сошлась с его собственной оценкой себя самого. По этой причине у ребенка очень высока восприимчивость к отсутствию между ним и взрослым взаимопонимания, способности к сопереживанию.
Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. [2, с. 8].
У детей старшего дошкольного возраста повышается расположенность к общению со сверстниками, способность к взаимопомощи, формируются навыки понимания и осмысления поведения партнера. Так же зарождаются аспекты понимания потребностей партнера: его настроение, желания и предпочтения. Появляется бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить что-то или уступить в чем-либо.
Появляется способность высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д.
Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств у дошкольников, коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в обучении.
Формирование информационно-коммуникативной компетенции – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности воспитанника и воспитателя. Воспитатель выступает в роли образца, то есть он в первую очередь сам должен уметь взаимодействовать, сотрудничать, уметь учиться и работать с информацией.
Все это еще раз подтверждает важность формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и образования условий для их межличностного общения.
Использованная литература:
1. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре / Е. И. Щербакова. – М. : Просвещение, 1984. – 80 с.
2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. – М. : Академия, 2000. – 160 с.
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению / Н. В. Клюева., Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 237 с.