Елена Шумарина
Формирование коммуникативной компетентности обучающихся во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е. А. Шумарина, воспитатель
МДОУ «Детский сад «Родничок»
Республика Алтай, с. Турочак»
Коммуникативное развитие дошкольников является одним из основных элементов в системе становления личности ребенка. Без коммуникативной компетенции ребенку будет сложно адаптироваться в будущем. Коммуникативные действия помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в обществе, и присваивать социальный опыт. Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений и ставится задача - формирования у воспитанников коммуникативной компетенции. В решении этой задачи большую роль играет внеурочная деятельность. Цель внеурочной деятельности : создание условий для развития ребенком своих интересов.
Публикация «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся во внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Внеурочная деятельность в дошкольном образовательном учреждении планируется и организуется по направлениям развития личности, с использованием таких форм организации занятий, как экскурсии, кружки, соревнования, трудовая деятельность, игры.
Дети с огромным энтузиазмом относятся к творческому процессу, в нем они учатся взаимодействовать друг с другом, общаться со сверстниками и взрослыми, что обеспечивает готовность к сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Общение – это главный способ формирования коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
В современном обществе общение выступает необходимым условием взаимоотношений между людьми, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.
Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. [3, с. 4].
Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. [3, с. 4].
Содержанием общения у дошкольников, в основном, является игровая деятельность. В дошкольном возрасте значительно меняется сам характер взаимодействия. У ребенка увеличивается представление об умениях и навыках партнера, возникает заинтересованность к таким сторонам его личности, которые до этого не были заметны. Все это содействует выделению стабильных характеристик личности, развитию более цельного образа о самом себе.
Содержание мотивов детей дошкольного возраста, находящихся в основе формирования игровых действий, в большинстве своем отражают содержание их ценностных ориентаций.
В организации общения помогает работа в парах и группах, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Выстраивая отношения, необходимо познакомить детей с правилами ведения диалога: общение начинается с имени; любое мнение ценно; повернись так, чтобы видеть лицо говорящего; дай возможность другому высказать свое мнение, а себе понять его.
Так же в формировании диалогового общения друг с другом помогают сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления, печатные и подвижные игры. Для развития монологической формы речевой коммуникации применяют различные сообщения, рассказывание и умение пересказать сказки, рассказы.
Дошкольник может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у детей не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в беседах друг с другом и со взрослыми. Для создания эмоционально-благоприятной ситуации используют: игровые приемы и задания, направленные на развитие творческих способностей и творческого воображения.
Конечно, важную роль в формировании речевой компетенции детей играет и внимательное отношение взрослого к речи детей: анализ услышанного; исправление недочетов; помощь в выборе наиболее точных слов.
Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт в коммуникативной компетенции. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им понравились. Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта: сочувствию и сопереживанию; умению представить, что ощущает другой; сдерживанию эмоций; пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому, особенно в коллективе.
Применительно к дошкольникам еще нельзя говорить о коллективе в полном смысле слова, однако, объединяясь в группы под руководством взрослых, они устанавливают начальные формы коллективных взаимоотношений. [1, с. 6].
К концу дошкольного возраста при правильном воспитании в группе дошкольников проявляются такие коллективистические признаки, как сотрудничество, взаимопомощь, элементарная ответственная взаимозависимость и контроль. Дети данного возраста называют общность интересов, дают большую оценку деловым качествам и успехам партнера, некоторым личностным качествам.
В этом возрасте происходит интенсивное развитие и осмысление этических понятий, таких, например, добро и зло. При этом взрослый является важной, а иногда и главной фигурой для дошкольника, та как он выступает в качестве самого важного источника знаний. Если раньше ребенку была значима оценка своего поведения со стороны взрослого за продемонстрированные им умения и знания, то теперь ребенка беспокоит оценка себя самого как личности. Ребенок стремится к тому, чтобы оценка его со стороны взрослого сошлась с его собственной оценкой себя самого. По этой причине у ребенка очень высока восприимчивость к отсутствию между ним и взрослым взаимопонимания, способности к сопереживанию.
Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. [2, с. 8].
У детей старшего дошкольного возраста повышается расположенность к общению со сверстниками, способность к взаимопомощи, формируются навыки понимания и осмысления поведения партнера. Так же зарождаются аспекты понимания потребностей партнера: его настроение, желания и предпочтения. Появляется бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить что-то или уступить в чем-либо.
Появляется способность высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д.
Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств у дошкольников, коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в обучении.
Формирование информационно-коммуникативной компетенции – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности воспитанника и воспитателя. Воспитатель выступает в роли образца, то есть он в первую очередь сам должен уметь взаимодействовать, сотрудничать, уметь учиться и работать с информацией.
Все это еще раз подтверждает важность формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и образования условий для их межличностного общения.
Использованная литература:
1. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре / Е. И. Щербакова. – М. : Просвещение, 1984. – 80 с.
2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. – М. : Академия, 2000. – 160 с.
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению / Н. В. Клюева., Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 237 с.