Наталья Томилова
Формирование классного коллектива, способствующего становлению личности в условиях современного общества
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая проблема: Формирование классного коллектива, способствующего становлению личности в условиях современного общества (слайд №1).
Цель: обобщить систему работы по формированию классного коллектива за два года.
Задачи:
1. Изучение литературы о формировании коллектива.
2. Определение степени сформированности классного коллектива.
3. Анализ возможных путей дальнейшего формирования классного коллектива.
Публикация «Формирование классного коллектива, способствующего становлению личности в условиях современного общества» размещена в разделах
Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс. При формировании коллектива в младшем школьном возрасте у детей закладываются основы поведения в обществе, они знакомятся с принципами и социальными нормами общества. Получают практику общения, возможность накопления разностороннего социального опыта, усвоение навыков коллективной деятельности.
Актуальность формирования классного коллектива, способствующего развитию личности ребенка, в условиях современного общества выражается в решении различных проблем, так, например, массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
Таким образом на мой взгляд главной целью классного руководителя является воспитание ребенка в ученическом коллективе, создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе (слайд № 2).
Организация и воспитание ученического коллектива базируется на двух аспектах:
Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность;
во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив.
В качестве важнейшей среды в воспитании ученического коллектива выступает учебная и воспитательная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся. В процессе организации указанных выше видов деятельности необходимо уделять внимание:
- Воспитанию ученического актива;
- Организации увлекательных мероприятий в учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности;
- Формированию здорового общественного мнения;
- Созданию и развитию положительных традиций коллективной жизни.
Для коллектива младших школьников характерны следующие черты: слабая организованность, низкий уровень способности к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость.
Создание сплочённого коллектива класса начальной школы, его развития и совершенствования является главным направлением усилий классного руководителя на протяжении всех лет работы с данным составом учащихся. (слайд 3) В целом можно выделить три стадии развития ученического коллектива (план на все 4 года).
На первой стадии мы имеет дело с классом, который пока не может быть назван коллективом. Ростки коллективизма могут сложиться лишь в результате большой, напряженной работы классного руководителя. На этой стадии дисциплина и порядок в классе или школе соблюдаются на основе требований классных руководителей.
Вторая стадия начинается тогда, когда создан актив класса, и он включается в работу, активно поддерживая требования учителя.
На третьей стадии требования к личности предъявляет весь коллектив. Высшим этапом считается умение каждого воспитанника предъявлять требования к себе.
Такое деление процесса формирования коллектива на отдельные стадии является условным, но оно помогает с определенной меркой подойти к уровню развития и наметить правильную стратегию работы.
В первые дни работы с классом, нельзя опереться ни на общественное мнение, ни на общественный долг детей, так как ученик стремится показать себя.
Главная особенность первоклассников – острое осознание своего «Я».
На первой стадии развития ставим перед собой следующие задачи, представленные на слайде (слайд 4).
На первой стадии дети учатся считаться с правами других, согласовывать свои действия с окружающими, радоваться общим успехам.
Необходимо, чтобы педагогические требования не оставались чисто внешними, а постепенно превращались во внутреннюю потребность ученика, в требования к самому себе, к собственному поведению.
На первой стадии развития коллектива для того, чтобы наладить взаимодействие учеников проводились групповые игры с правилами на сплочение (слайд 5).
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Классный час является прямой формой общения педагога с учениками. (слайд 6)
За первый год для формирования нашего классного коллектива мы успели сделать немало интересных, творческих работ и проектов, провести множество забавных и весёлых праздников. (слайд 7) Многие из этих мероприятий стали в дальнейшем традиционными.
На второй стадии огромное значение приобретает организация общей деятельности коллектива. Если педагог не находит учащимся дела по душе, они сами ищут его. Здесь ставятся следующие задачи (слайд 8) :
Коллектив сплачивается при наличии хорошо организованного и подготовленного актива. Актив – ядро, верная опора педагога в руководстве коллективом. (Происходит проявление сильных и активных личностей, на которых можно положиться). Работа по самоуправлению началась с проведения классного собрания, которое было связано с организацией жизнедеятельности класса и управлением им на новом этапе. Ребятам было предложено выбрать командира и помощника командира класса, название, которое бы объединило весь наш коллектив. На комиссии разделись по желанию. Затем дети стали предлагать нужные дела в классе, которые мы вместе систематизировали.
Интересной и, на мой взгляд, наиболее эффективной, формой сплочения коллектива на второй стадии развития стали коллективно-творческие дела. Как правило КТД привязаны к какому-нибудь событию или празднику. Все вместе готовим костюмы, декорации, плакаты, подарки родителям. Детям помогают не только учитель, но и родители. При подготовке сценария праздника, распределяются роли на весь класс. Вовремя работы над подготовкой мероприятия дети раскрепощаются и преодолевают барьер в общении друг с другом, хотя некоторые при родителях начинают стесняться. Конечно, большую активность в подобных мероприятиях проявляют дети тех родителей, которые посещают все наши мероприятия, и дома готовятся с детьми к праздникам. Уже третий год мы проводим праздники, на которые приглашаем родителей. Они тоже с удовольствием участвуют в конкурсах и играх. Происходит сплочение детского коллектива и коллектива родителей. (слайд 9)
В классе проводятся занятия по нравственному воспитанию и этикету. (слайд 10) Это клуб «Веселые знатоки». Проходит он в стенах Есаульского ДК. Дети учатся общаться, правильно себя вести в различных ситуациях, с помощью сценок и игр, а также интересных заданий и творческих домашних заданий. На таких занятиях учащиеся работают в парах, группах или все вместе.
Последний момент, на котором хотелось бы остановиться – это проекты. (слайд 11) Современные учебники предлагают разнообразные проектные работы по всем предметам, кроме того, дети с первого класса привыкли к разным творческим заданиям. Дети вместе с родителями подготовили ряд интересных проектов и представили их классу (учатся оформлять и представлять работу, обсуждать, задавать вопросы). Наши проекты: «Где я был и что я видел (Наши летние путешествия)», «Как помочь птицам зимой», «Моя семья», «Сочини сказку» и др.
Все наши достижения и творения можно увидеть в папках класса, а успехи каждого из ребят – в личном портфолио ученика. Для этого в каждой папке есть страницы учёта активности учащихся в жизни класса и школы, глядя на которые хорошо видно, кто какие работы выполнял, в каких мероприятиях и поездках участвовал в течение всего учебного года. Так же, это помогает учителю подвести итоги года по каждому из участников воспитательного процесса и добавить в его личное портфолио отчёт за год.
В общей деятельности возникает новая система отношений между учениками. Чтобы оценить поведение товарища, ученик должен проделать большую работу над собой. А для этого необходимы определенные условия и время. Поэтому ежедневно проводятся «пятиминутки» в конце рабочего дня, где каждый ученик оценивает свою работу и поведение за учебный день. Тут учитывается мнение товарищей и учителя.
На третьей стадии развития коллектива уже меньше контроля со стороны классного руководителя и больше направленной деятельности коллектива. Коллектив вырос, он стремится к дальнейшему совершенствованию, и ставятся следующие задачи (слайд 12) :
Очень важно своевременное оценивание успешности воспитательного процесса и уровня развития с помощью мониторинга. (Слайд 13)
Правильный выбор критериев и показателей сформированности детского коллектива – важнейшее требование, так как неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов, которые определены целью.
По каждому критерию определены показатели, выбраны методы и методики педагогической диагностики. (Слайд 14)
Мониторинг начался с 1 класса. По результатам диагностической методики «Солнце, дождик, тучка» период адаптации в классе протекал тяжело, часто возникали конфликты между учащимися. На данном этапе необходимо было укрепить взаимодействие детей в классе. В конце 1 класса проводилась повторная диагностика (слайд 16, которая выявила положительную динамику в формировании классного коллектива. Уровень сформированности ученического коллектива соответствует завершению первого этапа. (слайд 17)
Во втором классе начался второй этап формирования ученического коллектива. Для определения психологического климата в классе использовали проективную методику «Дерево» (слайд 18). По итогам мониторинга были выявлены следующие показатели:
- позиция ребенка в ученическом коллективе (реальная и идеальная);
- ситуация адаптированности в классном коллективе.
В конце второго класса по результатам диагностики мы пришли к выводу, что второй этап формирования ученического коллектива не завершен. И задачей на третий год обучения стало – продолжить работу по формированию классного коллектива. (Эта задача до конца 4 класса).
Полученные данные мониторинга сформированности классного коллектива свидетельствуют о том, что на начало 2019-2020 учебного года классный коллектив имеет достаточно высокий уровень сформированности (на данный момент находится на второй стадии формирования коллектива).
87 % учащихся класса включены в активную творческую деятельность, креативны, коммуникативны. Остальные ребята хотя и не проявляют инициативы, однако охотно участвуют в делах ученического коллектива, с большой ответственностью относятся к поручениям. Все учащиеся класса принимают участие в общешкольных мероприятиях, КТД. Уровень самоуправления коллектива класса средний. (слайд)
За два года класс нашел свое место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Жизненное пространство класса не ограничивается рамками школы.
И в заключение хотелось бы сказать, что вся проводимая в течение двух учебных лет работа по формированию классного коллектива дает свои результаты.
(слайд 19)