Ландыш Фазлыева
Формирование языковой способности у детей младшего дошкольного возраста посредством работы над словарем
▼ Скачать + Заказать документы
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условиям воспитания и обучения.
Все мы хотим, чтобы наш ребёнок вырос не только крепким и здоровым физически, но и владеющим чистой, благородной, развитой речью. Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. С помощью речи передаётся опыт, накопленный поколениями.
Публикация «Формирование языковой способности у детей младшего дошкольного возраста посредством работы над словарем» размещена в разделах
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
На протяжении младшего дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. Благодаря этому у детей с ранних лет складываются все компоненты психологической готовности к школе, и путем специальной организации воспитательно-образовательной работы можно успешно развивать у детей данного возраста языковые способности. Чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он и проявит, но если результаты обучения окажутся минимальны, это будет свидетельствовать об изначально низком уровне умственного развития ребенка.
Развитие речи вместе с экологическим образованием и развитием элементарных математических представлений является одним из фундаментальных разделов работы по умственному воспитанию младших дошкольников. Речь организует восприятие детей, способствует развитию знаково-символической функции сознания и закрепляет в слове основные категории мировосприятия, которые формируются в процессе умственного развития и воспитания дошкольников.
В процессе развития речи происходит формирование словаря, совершенствование звуковой культуры, грамматического строя, а также развитие связной речи.
Развитие языковых способностей младших дошкольников – одна из важнейших составных частей его психического развития.
Развитие речи ребёнка в младенческом и раннем детстве включено в общение со взрослым. Возникает внимание к речи взрослого, а подражание ей превращается в самостоятельную деятельность.
К концу первого года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько первых слов. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. [1, с. 95]
Одной из форм преодоления кризиса перехода ребёнка из раннего детства к дошкольному является игра. Игра – особая форма совместной жизнедеятельности ребёнка и взрослого, в которой ребёнок оказывается счастливым и самостоятельным, тесно связана с миром взрослых (в игре он действует как взрослый).
С детьми младшего возраста проводятся наблюдения за объектами ближайшего окружения. Организуются прогулки, осмотры помещения. Учитывая особенности возраста, такие осмотры проводят живо, эмоционально, с применением игровых приемов. [4, с. 85]
Большое место занимают специальные занятия по ознакомлению с предметным миром. Основная их цель – ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств. Используются методы рассматривания и обследования предметов.
В младших группах преобладают занятия с образными игрушками. Наиболее типичны игры-занятия с куклой. Эти занятия ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько, раз в разных сочетаниях, по-разному изменяясь. Широко используются дидактические игры с игрушками: «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь», «Узнай, что изменилось», «Угадай, что спрятали» и др. Для обогащения словаря полезно проводить с детьми хороводные игры. Дети поют или произносят текст и сопровождают его действиями. Закрепление и активизация словаря происходит в процессе рассматривания картин. Используются настенные предметные и сюжетные картины.
В обогащении словаря малышей ценны сказки, стихи, потешки, прибаутки. Произведения художественной литературы используются и на прогулке, и в повседневном общении, и на других занятиях. Воспитатель читает детям стихи, загадывает загадки.
Итак, из сказанного выше можно сделать вывод, что в младшем дошкольном возрасте интеллектуальные способности ребенка находятся в стадии развития. Здесь обязательно руководство со стороны взрослого. Уровень развития речи у разных детей различен, возможности, которые имеются у каждого ребёнка, реализуются далеко не полностью. Данные понятия могут быть усвоены детьми младшего дошкольного возраста в условиях специально организованного обучения и воспитания.
Развитие активной речи рассматривается в основном как ответ на обращение взрослого в процессе беседы, рассматривании игрушек и картинок. Исходя из этого, мы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи проводили работу с учетом этих особенностей. Дети были вовлечены в такую деятельность как: разучивание стихов и песенок, прибауток, подвижные словесные игры, хороводы, игры с пальчиками, рассматривание игрушек и картинок, кукольный театр и др. И с этой целью мы подобрали серию потешек, стихов, песенок, колыбельных песен и дидактических игр. При подборе мы обращали внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям.
В работе в младшем дошкольном возрасте привлекали внимание детей к отдельным признакам объектов, описывая игрушки в играх: “Узнай по описанию”, “Угадай, что за зверь?”, ”Угадай игрушку”, предлагала детям найти описываемые объекты. Цель: Учить ребенка использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в числе, роде, падеже.
Приучали выделять объект, его признаки и называть в играх “Что за предмет?”, “Угадай игрушку”, “Разноцветный сундучок”, “Скажи какой?”. Если сначала подбирались яркие игрушки с большим количеством новых признаков, то затем использовались предметы (овощи, фрукты, одежда, описывая которые, дети называли не только видимые признаки, но и показывали знания о свойствах и качествах предмета (яблоко круглое, красное, большое, сладкое, кислое, вкусное.) Для упорядочивания самостоятельного повествования о предмете использовали простые, доступные пониманию детей данного возраста схемы описания. Здесь особое внимание обращалось и на правильное согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
Следующие задания способствовали формированию у детей умения видеть начало и конец действий. Для этого мы использовали задания на раскладывание картинок, изображающих действия героев в их последовательности. Ребенку давались 2 картинки: девочка спит, другая – делает зарядку. В играх “Скажи, что сначала, что потом?”, “Добавь слово” (Оля проснулась и … стала умываться; зайчик испугался и … убежал) дети учились называть предшествующие и последующие события.
Для активизации глагольной лексики проводились упражнения “Кто, что умеет делать?”, в которых дети учились подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных (белочка - прыгает, скачет, грызет). “ Где что можно делать?” (в лесу – гулять, собирать грибы, ягоды; на реке – купаться, плавать, ловить рыбу).
В совместной деятельности взрослого с ребенком использовали более разнообразные формы. Дети подводились к самостоятельному, развернутому высказыванию в игре. Проводились игры в виде инсценировок, драматизаций знакомых сказок.
Индивидуальная работа с детьми включала описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Индивидуальная работа проводилась в утренние и вечерние часы в игровой форме в обстановке естественного общения партнеров по игре.
Вне занятий ввели такой прием как рассказывание о своей любимой игрушке. Как известно, в этом возрасте дети очень любят игрушки и часто приносят свои любимые игрушки из дома в детский сад. Дети описывали свои игрушки. Мягкая, пушистая, красивая, любимая, нарядная. Описание глаз, носа, ушей (цвет, форма, размер). Называние и описание одежды и ее частей. Описание настроения (веселая, добрая, грустная). Описывали, как с ней можно играть. При описании многие из них использовали слова, которые они подбирали на занятии при рассматривании игрушек, естественно оказывалась помощь и со стороны педагога. Практически та же работа проводилась при рассматривании предметных картинок (про зверей). При этом необходим был увлекательный рассказ – образец педагога о том или ином животном с показом иллюстративного материала или игрушки. Эти рассказы вызывали эмоции у детей (радость, веселье, сострадание, желание помочь особенно диким животным, что удваивало их интерес и внимание.
Далее ту же работу стали проводить и с неодушевленными предметами: овощами, фруктами и т. д. при этом также используя схемы - подсказки.
Цель - обогащение словаря ребенка, развитие связности речи. При этом опять же использовали иллюстративный материал, опиралась на жизненный опыт детей, на их сенсорные способности : пробовали на вкус, вспоминали что готовят, где растет, какой на ощупь. Здесь уже в словарь ребенка вводились новые слова : описание не только цвета, но и формы, вкуса. Вводились обобщающие понятия: овощи, фрукты, одежда, обувь, мебель, посуда и т. д. Для закрепления этих понятий часто играли в игры: “Что мы делали, не скажем, а что видели, покажем”, “Съедобное - несъедобное”, “Летает - не летает”, “Чья мама?”, “Сад - огород”, ”Какой формы?”, “Что лишнее?”. Садясь за стол во время приема пищи, мы рассматривали, что приготовили повара, какие блюда, из чего они состоят. Дети пробовали на вкус: салаты, соки, пюре. Пытались угадать, из чего приготовлено блюдо, какое на вкус, цвет, запах, уточняли, где растет, из чего начинка. Даже элементарно, на вопрос - какой чай? добивались от детей разнообразных ответов. Дети ”выуживали” из памяти, а они наверняка слышали от родителей и окружающих такие слова как : горячий, сладкий, вкусный, ароматный, полезный, с лимонами т. д. Говорили все кто вспомнил, а остальные дети хоть и не участвовали, но вбирали в себя эти слова.
Проводилась работа и по ознакомлению с художественной литературой. А в этом возрасте очень велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка. Она развивает мышление, воображение, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка и развивает элементы творчества. Трудность понимания и запоминания книжных текстов заключается в том, что по стилю эта речь отличается от разговорной. Поэтому, знакомя детей с литературным произведением, важно убедится в том, что текст ими понят в полной мере. Большое внимание уделялось составлению рассказов по серии сюжетных картинок, где от детей требовалось правильно выложить последовательность сюжета и составить рассказ – эта работа проходила в играх “Книжка рассыпалась”, “Угадай картинку”.
Была намечена и проведена большая работа с родителями в этом плане – это консультация для родителей «Речевое развитие детей в младшем возрасте», анкетирование родителей на тему «Фольклор в развитии речи ребенка» папка-передвижка «Наши пальчики играют», родительское собрание на тему «Сказка в системе речевого развития детей младшего дошкольника». Также давались различные домашние задания по придумыванию рассказов и историй на заданную тему, по серии картинок. Разучивание пословиц и поговорок, разъяснение их смысла, разучивание стихов и чтение сказок и т. д.
Таким образом, мы осуществили работу по формированию у детей младшего дошкольного возраста словаря. В результате проведённой работы у детей появился интерес к играм со словами, они перестали бояться и стесняться говорить.
Библиографический список
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2000.
2. Бабаева Т. И. Младший дошкольник в детском саду. СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007.
3. Занятия по развитию речи в детском саду: Книга для воспитателей дет. сада / Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова и др. ; Под ред О. С. Ушаковой. М., 1993.
4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981
5. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М., 2001.
6. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1988.