Рано Копылова
Формирование языковой личности через развитие социокультурных норм и традиций
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для социокультурного развития
Именно, в дошкольных образовательных учреждениях с самого раннего возраста детей приучают к осознанному выполнению правил личной гигиены - самостоятельно мыть руки с мылом, и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, содержать свои вещи в чистоте.
Публикация «Формирование языковой личности через развитие социокультурных норм и традиций» размещена в разделах
Согласно утверждению Натальи Яковлевны Большуновой, доктора психологических наук: «. Именно у детей дошкольного возраста зарождается система ценностей, знания о добре и зле, правде и лжи, дружбе. Именно в условиях детского коллектива, в реальных жизненных ситуациях, при общении со сверстниками у ребенка формируются коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки социокультурного поведения.
Методы, обеспечивающие формирование социокультурных норм и традиций
Чтение художественной литературы оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям
Мы, в детском саду, ежегодно проводим акцию
«Читающие родители – читающие дети» Слайд № 2
Экскурсии в библиотеку и театр Слайды № 3, 4
Ежегодно проводим акцию «Покорми птиц зимой»
Родители с детьми дома изготавливают кормушки для птиц, а мы с детьми на территории детского сада развешиваем кормушки
Акция «Поможем нашим братьям меньшим» Слайд № 5
(воспитание гуманного отношения к животным)
Социокультурное развитие по мнению Т. В. Соколовой, С. В. Каганович, трактуется как способность сопоставлять жизнь с образцами праздников, инсценировками сказок, пословиц и поговорок, сюжетно-ролевых игр, тематических проектов, способствующих познанию детьми дошкольного возраста культурных ценностей своего народа
Выбираем любую неделю в ноябре, неделей «добра и вежливости» (как лексическую тему недели) Всю неделю мы беседуем на эту тему, читаем, играем, демонстрируем мультфильмы, презентации:
«Добро и зло в сказках» «Что такое сказка?», «Узнай сказку»
(Педагог – психолог) Слайд №6
Кроме развития социокультурных норм, поведения, психических процессов, происходит развитие монологической, диалогической речи
Дети составляют сложноподчинённые и сложносочиненные предложения, расширяют лексику словами – антонимами, словами признаками (характеризуя героев сказок и мультфильмов)
Играем в игры: «Угадай мелодию», Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
Игра «Доскажи словечко» Слайд № 7
Подвижная игра – эстафета «Выбери смайлик» (инструктор по физической культуре) Слайды № 8 – 11
Педагог даё т инструкцию: - «Семь колец преодолей и к цветку беги скорей, лепесточек ты сорви, что написано прочти» На лепестках написаны слова: толерантность, уважение, зло, грубость, помощь, спор, честность, и т д
Дети дифференцируют между собой слова и выбирают подходящий смайлик.
На занятиях у логопеда дети разгадывают ребусы, по данной тематике
Происходит включение мыслительных операций, дети выполняют звукобуквенный и слоговой анализ и синтез. Слайды № 12 - 20
Развитию социокультурных ценностей способствует театрализованная деятельность (театр - пальчиковый, масочный и кукольный) Слайды № 21- 27
Кроме нравственного воспитания, развития коммуникативных качеств личности, происходит развитие языковой личности – развивается монологическая и диалогическая речь, просодическая сторона речи, появляются выразительные средства общения как вербальные, так и невербальные
В рамках социокультурного развития подрастающего поколения необходимо познавать культуры разных стран, народов, населяющих нашу страну
- Беседа с демонстрацией презентации: «Кто в какой стране живет?»
Цель: закрепить названия стран, населения этих стран, отработка словообразовательных навыков (грамматический строй речи)
Давайте, поиграем с вами в игру:
Ход игры:
Логопед называет страну, а дети называют жителей (полным ответом) :
- «В России живут - россияне»
Кто живет в Украине? – Украинцы.
Кто живет в Грузии? – Грузины.
Кто живет в Белоруссии? – Белорусы.
Кто живет в Абхазии? – Абхазцы.
Кто живет в Испании? – Испанцы.
Кто живет в Японии? – Японцы.
Кто живет в Китае? – Китайцы.
Кто живет в Литве? – Литовцы.
Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.
Кто живет в Германии? – Немцы.
Кто живет в Болгарии? – Болгары.
Кто живет в Мексике? – Мексиканцы и т. д. Слайд № 28
Беседа «Народы России»
В этой беседе знакомим с понятием – традиции. Это то, что передается от родителей к детям, к внукам. Передается из поколения в поколение. Бережное отношение к родной земле, к людям, родному языку, памятникам истории и культуры. Например, как народные костюмы.
Показ презентации «Национальные костюмы народов России» Слайд № 29
Цель: пополнение номинативного словаря (сарафан, кокошник, косоворотка, тюбетейка, шапка – кучма, рубаха – вышиванка, шляпа - брыль, брюки - ноговицы, традиции)
формирование грамматического строя речи (словообразовательных навыков)
Чеченский костюм, татарский костюм…
Беседа с показом презентации «Русские народные праздники» Слайды № 30 - 31
- Какие русские народные праздники вы знаете? (Ответы детей)
Масленица, Новый Год, Рождество, Крещенский сочельник, День Ивана Купалы, Пасха, …
Вспоминаем о традиционных праздниках : 8 марта, 23 февраля…
В рамках социокультурного развития знакомим с народным творчеством, фольклором (учим хороводные песни и игры, знакомим с народным промыслом (гжель, жостовская роспись, хохлома) Слайды № 32 - 34
На муниципальном уровне проводится русская народная игра «Городки»
Слайд № 35
Традиционно в детском саду проводятся праздники по правилам дорожного движения «Путешествие в страну дорожных знаков», «Безопасная дорога»
Слайды № 36 - 37
В основе социокультурного воспитания находится становление отношения личности к Родине, развитие качеств патриотизма
Ежегодно проводим с детьми экскурсии к Монументу Славы. Обязательно с возложением цветов к могиле неизвестного солдата Слайды № 38 - 39
Знакомим с достопримечательностями и памятниками культуры города
Традиционно, ежегодно совместно с детьми, вовлекая в этот процесс родителей детей оформляем стенгазету к 9 мая
Родители приносят фотографии или ксерокопии своих родственников – фронтовиков
Слайд № 40
Такая интеграция образовательных областей дошкольного образования: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» через приобщение к социокультурным нормам и традициям приводит к развитию языковой личности.
Стихотворение, сочинённое для конференции (видео)
Мы дети Земли,
Все мы мамины дети,
Живущие рядом на нашей планете.
Мы любим, мы плачем,
Смеёмся и спорим,
Отличие в людях, лишь –группа крови.
Отличия в нации, Вере, судьбе,
Совсем не важны ни мне, ни тебе.
Не делимся мы на своих и чужих,
Не делимся мы на хороших, плохих,
Нет наций плохих, нет наций хороших,
Не делим людей мы по их цвету кожи
Судьба человеку даётся одна,
Иная судьба другому дана.
Что ценно в любом человеке всегда:
воспитанность, честность, ум, доброта,
Терпимость, порядочность и человечность
Вот эти качества ценятся вечность!
Желанье трудиться, брать ответственность в руки
Вот главная суть социальной науки!
Обычаи, праздники мы соблюдаем,
Традиции наши мы уважаем.
Мы можем иметь свою Веру, судьбу
Но, всё же мы любим Россию свою!
(Все вместе) : - «Мы разные, но мы вместе!»