Чепланова Анна
Формирование исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста средствами цифровой лаборатории
Проблема формирования исследовательской активности личности имеет древние научные корни. В структуре бесед древнегреческого ученого Сократа, а чуть позже его ученика Платона мы встречаем элементы исследовательского обучения. Достаточно глубоко исследуют эту проблему ученые в конце XIX – начале ХХ в. (К. Н. Вентцель, Б. В. Всесвятский, Дж. Дьюи, У. Кильпатрик, Э. Пракхерст, Б. Е. Райков, И. Ф. Свадковский, И. И. Срезневский, С. Френе, К. П. Ягодовский и др.) [1].
Публикация «Формирование исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста средствами цифровой лаборатории» размещена в разделах
Большой вклад в развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста внес российский ученый А. И. Савенков [2, 37]. Опираясь на его исследования, можно дать следующее определение исследовательской активности – это некое качество личности, направленное на реализацию потребности в познании, на поиск нового, на творчество, на исследовательскую деятельность [3, 26].
Исследовательская активность старшего дошкольника проявляется в познавательноисследовательской деятельности, в виде целевых ориентиров, заявленных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Такими целевыми ориентирами являются: проявление инициативы и самостоятельности, открытость новым знаниям, любознательность, использование речи для выражения своих мыслей и прочие.
Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста формируется в различных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и т. д., благодаря различным дидактическим методам (наблюдение, опыт, эксперимент, игра, проект, квест) и применению мультимедийных средств обучения, в том числе и цифровых средств обучения.
Цифровые средства обучения, как источники получения новых знаний в настоящее время широко применяются не только в школах, вузах, но и в детских садах в рамках приоритетного проекта «Современная образовательная среда в Российской Федерации» (Протокол № 6 от 25.10.2016 заседания президиума совета при президенте РФ). Реализуя основную цель проекта, можно утверждать, что качественное и доступное онлайн-обучение всех возрастных категорий, в том числе и детей старшего дошкольного возраста можно осуществлять с помощью цифровых технологий. Особое место, среди которых, занимают цифровые лаборатории, такие как Relab Kids, Easy Sense Vu, PROLog, Наураша в стране Наурандии и многие другие.
В универсальной интернет-энциклопедии мы находим, что понятие «лаборатория» (от лат. laboratorium или laboro) переводится, как «работаю» и означает оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований… [4].
Цифровая лаборатория – это инновационное учебное оборудование для проведения большого количества демонстраций, исследований, опытов и лабораторных работ [5].
Во многих детских садах используется цифровая лаборатория Наураша в стране Наурандии, полюбившаяся и педагогическому коллективу, и детям старшей группы №15 МБДОУ Д/С № 19 «Антошка» г. Белгорода.
На наш взгляд, необходимо отметить положительные стороны выбранной цифровой лаборатории.
Во-первых, дидактический эффект экспериментирования осуществляется в игровой форме.
Во-вторых, цифровая лаборатория снабжена методическими рекомендациями для педагога.
В-третьих, детям старшего дошкольного возраста предлагается два режима выбора заданий. Благодаря первому режиму выбора заданий, экспериментальная деятельность ребенка проходит под руководством взрослого (педагога) и главного героя Наураши. С помощью выбора второго режима ребенок является активным субъектом собственного познания. Дети старшего дошкольного возраста самостоятельно, ставя перед собой задачу, решают ее, наблюдают, анализируют, обобщают и приходят к умозаключениям и выводам.
В-четвертых, старшим дошкольникам важно познавать процессы и явления природы, усваивать закономерности, устанавливать причинно-следственные связи с помощью цифровых средств обучения, которые соответствуют их мироощущению.
В-пятых, цифровая лаборатория позволяет детям старшего дошкольного возраста производить самооценку своей познавательно-исследовательской деятельности.
В-шестых, работа ребенка с цифровой лабораторией направлена на связь приобретенных теоретических знаний и практическом их применение.
Тематическое планирование занятий со старшими дошкольниками охватывает два года обучения, при проведении их в первый год обучения – 2 раза в месяц во второй половине дня по 25 минут, во второй год обучения – 4 раза в месяц по 30 минут. В первый год обучения у старшего дошкольника формируются первичные представления об исследуемых объектах. Во второй год обучения выстраивается понимание причинно-следственных связей и закономерностей природных процессов и явлений, а также роли человека в природном окружении, складывается эмоционально-ценностное отношение к миру природы.
Отмечаем, что авторы парциальной образовательной программы уделяют особое внимание старших дошкольников на исследование объектов неживой природы. Так, например, изучается водная стихия по следующим темам: «Свойства воды», «Такая разная вода», «Премудрости воды». Дошкольники благодаря опытнической деятельности, средствами цифровой лаборатории узнают о свойствах, состояниях воды и водных процессах, таких, как испарение и конденсация. Изучая воздух по темам: «Воздух – невидимка», «Воздух вокруг нас», «Фокусы с воздухом», «Упругость воздуха», старшие дошкольники из демонстрационных опытов узнают о его свойствах и бережном к нему отношении. Темы блока «Температура», позволяют дошкольникам узнать, что температура бывает разной и ее можно измерить с помощью разных термометров. Исследования, запланированные в тематическом блоке «Электричество» для старших дошкольников, формируют у них представление об электричестве, его устройстве, знакомстве с электроприборами, правилах безопасного поведения в обращении с электричеством. Исследования старшими дошкольниками света (в игровой комнате, в фонарике, «огорода на окне», способствуют пониманию, каким бывает свет (естественный и искусственный, зачем нужен свет ( для процессов жизнедеятельности живых организмов: роста, развития, ориентировки в пространстве). В таком же контексте содержанием программы предусмотрены исследования детьми старшего дошкольного возраста кислотности среды, магнитного явления и звука.
Важно, что исследовательская активность, формируемая у детей средством цифровой лаборатории Наураша в стране Наурандии по познанию неживой природы, вызывает у ребенка эмоциональный отклик и понимание ее ценности в развитии природы и общества.
Список литературы:
1. Макашина Т. Ю. Формирование исследовательской активности будущего педагога. Научно-методическое пособие. – Бонн: Lap Lambert Academic Publishing, 2013.
2. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. – М. : Национальный книжный центр, 2017.
3. Макашина Т. Ю. Творчество и исследовательская активность в профессионально-личностной подготовке педагога // Герценовские чтения. Начальное образование. – Т. 8. – Вып. 1. Начальное образование: достижение и прогнозы. – СПб: ВВМ, 2017. – С. 265–270.
4. Википедия. – URL : https://ru.wikipedia.org/ wiki/Лаборатория ( дата обращения: 09.03.2018).
5. Материально-технические условия реализации ФГОС ОО в области ИКТ. – URL : https:// fgos.arkh-edu.ru/perechni/list.php?SECTION_ ID=34 ( дата обращения: 09.03.2018)