Папки-передвижки

Формирование исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста средствами цифровой лаборатории

Чепланова Анна
Формирование исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста средствами цифровой лаборатории

Проблема формирования исследовательской активности личности имеет древние научные корни. В структуре бесед древнегреческого ученого Сократа, а чуть позже его ученика Платона мы встречаем элементы исследовательского обучения. Достаточно глубоко исследуют эту проблему ученые в конце XIX – начале ХХ в. (К. Н. Вентцель, Б. В. Всесвятский, Дж. Дьюи, У. Кильпатрик, Э. Пракхерст, Б. Е. Райков, И. Ф. Свадковский, И. И. Срезневский, С. Френе, К. П. Ягодовский и др.) [1].

Публикация «Формирование исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста средствами цифровой лаборатории» размещена в разделах

Большой вклад в развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста внес российский ученый А. И. Савенков [2, 37]. Опираясь на его исследования, можно дать следующее определение исследовательской активности – это некое качество личности, направленное на реализацию потребности в познании, на поиск нового, на творчество, на исследовательскую деятельность [3, 26].

Исследовательская активность старшего дошкольника проявляется в познавательноисследовательской деятельности, в виде целевых ориентиров, заявленных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Такими целевыми ориентирами являются: проявление инициативы и самостоятельности, открытость новым знаниям, любознательность, использование речи для выражения своих мыслей и прочие.

Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста формируется в различных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и т. д., благодаря различным дидактическим методам (наблюдение, опыт, эксперимент, игра, проект, квест) и применению мультимедийных средств обучения, в том числе и цифровых средств обучения.

Цифровые средства обучения, как источники получения новых знаний в настоящее время широко применяются не только в школах, вузах, но и в детских садах в рамках приоритетного проекта «Современная образовательная среда в Российской Федерации» (Протокол № 6 от 25.10.2016 заседания президиума совета при президенте РФ). Реализуя основную цель проекта, можно утверждать, что качественное и доступное онлайн-обучение всех возрастных категорий, в том числе и детей старшего дошкольного возраста можно осуществлять с помощью цифровых технологий. Особое место, среди которых, занимают цифровые лаборатории, такие как Relab Kids, Easy Sense Vu, PROLog, Наураша в стране Наурандии и многие другие.

В универсальной интернет-энциклопедии мы находим, что понятие «лаборатория» (от лат. laboratorium или laboro) переводится, как «работаю» и означает оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований… [4].

Цифровая лаборатория – это инновационное учебное оборудование для проведения большого количества демонстраций, исследований, опытов и лабораторных работ [5].

Во многих детских садах используется цифровая лаборатория Наураша в стране Наурандии, полюбившаяся и педагогическому коллективу, и детям старшей группы №15 МБДОУ Д/С № 19 «Антошка» г. Белгорода.

На наш взгляд, необходимо отметить положительные стороны выбранной цифровой лаборатории.

Во-первых, дидактический эффект экспериментирования осуществляется в игровой форме.

Во-вторых, цифровая лаборатория снабжена методическими рекомендациями для педагога.

В-третьих, детям старшего дошкольного возраста предлагается два режима выбора заданий. Благодаря первому режиму выбора заданий, экспериментальная деятельность ребенка проходит под руководством взрослого (педагога) и главного героя Наураши. С помощью выбора второго режима ребенок является активным субъектом собственного познания. Дети старшего дошкольного возраста самостоятельно, ставя перед собой задачу, решают ее, наблюдают, анализируют, обобщают и приходят к умозаключениям и выводам.

В-четвертых, старшим дошкольникам важно познавать процессы и явления природы, усваивать закономерности, устанавливать причинно-следственные связи с помощью цифровых средств обучения, которые соответствуют их мироощущению.

В-пятых, цифровая лаборатория позволяет детям старшего дошкольного возраста производить самооценку своей познавательно-исследовательской деятельности.

В-шестых, работа ребенка с цифровой лабораторией направлена на связь приобретенных теоретических знаний и практическом их применение.

Тематическое планирование занятий со старшими дошкольниками охватывает два года обучения, при проведении их в первый год обучения – 2 раза в месяц во второй половине дня по 25 минут, во второй год обучения – 4 раза в месяц по 30 минут. В первый год обучения у старшего дошкольника формируются первичные представления об исследуемых объектах. Во второй год обучения выстраивается понимание причинно-следственных связей и закономерностей природных процессов и явлений, а также роли человека в природном окружении, складывается эмоционально-ценностное отношение к миру природы.

Отмечаем, что авторы парциальной образовательной программы уделяют особое внимание старших дошкольников на исследование объектов неживой природы. Так, например, изучается водная стихия по следующим темам: «Свойства воды», «Такая разная вода», «Премудрости воды». Дошкольники благодаря опытнической деятельности, средствами цифровой лаборатории узнают о свойствах, состояниях воды и водных процессах, таких, как испарение и конденсация. Изучая воздух по темам: «Воздух – невидимка», «Воздух вокруг нас», «Фокусы с воздухом», «Упругость воздуха», старшие дошкольники из демонстрационных опытов узнают о его свойствах и бережном к нему отношении. Темы блока «Температура», позволяют дошкольникам узнать, что температура бывает разной и ее можно измерить с помощью разных термометров. Исследования, запланированные в тематическом блоке «Электричество» для старших дошкольников, формируют у них представление об электричестве, его устройстве, знакомстве с электроприборами, правилах безопасного поведения в обращении с электричеством. Исследования старшими дошкольниками света (в игровой комнате, в фонарике, «огорода на окне», способствуют пониманию, каким бывает свет (естественный и искусственный, зачем нужен свет ( для процессов жизнедеятельности живых организмов: роста, развития, ориентировки в пространстве). В таком же контексте содержанием программы предусмотрены исследования детьми старшего дошкольного возраста кислотности среды, магнитного явления и звука.

Важно, что исследовательская активность, формируемая у детей средством цифровой лаборатории Наураша в стране Наурандии по познанию неживой природы, вызывает у ребенка эмоциональный отклик и понимание ее ценности в развитии природы и общества.

Список литературы:

1. Макашина Т. Ю. Формирование исследовательской активности будущего педагога. Научно-методическое пособие. – Бонн: Lap Lambert Academic Publishing, 2013.

2. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. – М. : Национальный книжный центр, 2017.

3. Макашина Т. Ю. Творчество и исследовательская активность в профессионально-личностной подготовке педагога // Герценовские чтения. Начальное образование. – Т. 8. – Вып. 1. Начальное образование: достижение и прогнозы. – СПб: ВВМ, 2017. – С. 265–270.

4. Википедия. – URL : https://ru.wikipedia.org/ wiki/Лаборатория ( дата обращения: 09.03.2018).

5. Материально-технические условия реализации ФГОС ОО в области ИКТ. – URL : https:// fgos.arkh-edu.ru/perechni/list.php?SECTION_ ID=34 ( дата обращения: 09.03.2018)

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Конспект исследовательской деятельности по теме «Пульс» в цифровой лаборатории «Наураша» (старшая группа)Конспект исследовательской деятельности по теме «Пульс» в цифровой лаборатории «Наураша» (старшая группа) Всем доброго времени суток! КОНСПЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ «НАУРАША» блок «ПУЛЬС» (второе занятие) Место.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Экспериментирование в Фикси-лаборатории «Знакомство со свойствами резины» для детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментирование в Фикси-лаборатории «Знакомство со свойствами резины» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование у детей представлений о резине. Задачи: Обучающие: - Дать представление о деревьях, дающих каучук, о резине и ее свойствах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста средствами цифровой лаборатории
Опубликовано: 9 января 2023 в 00:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста средствами цифровой лаборатории» (включая файлы) размещена пользователем Чепланова Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД