Ирина Кузнецова
Формирование универсальных учебных навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни каждого дошколёнка рано или поздно наступает момент важного шага- поступление в школу. Начало этапа обучения- очень непростой период в жизни ребёнка.
Начинает пропадать детская непосредственность, появляется некая манерность. Ребё нок начинает осмысливать свой внутренний мир: всё больше проявляются самолюбие и самокритика, чувство собственного достоинства и самооценка. Речь ребёнка усложняется, расширяется словарный запас, происходит освоение звукового анализа и синтеза; и, наконец, ребёнок начинает читать.
Публикация «Формирование универсальных учебных навыков у дошкольников» размещена в разделах
Отсюда многие родители задаются вопросом: как правильно подготовить ребёнка к школе, как определить готовность к школьному обучению?
К сожалению, многие родители в понятие «подготовка к школе» вкладывают лишь обучение счёту, чтению и письму. И совершенно забывают, что собственно все 7 лет жизни дошколёнка- это подготовка. На протяжении всей жизни ребё нок учится: сначала взаимодействовать со взрослым, потом со сверстниками; учится выполнению инструкций, навыкам игровой деятельности (а ведь в игровых приёмах и отрабатываются все необходимые ребёнку навыки); умению доводить дело до конца и оценивать конечный результат- это тоже подготовка к школе.
Сущеструет насколько основных критериев оценки готовности ребё нка к поступлению в школу:
Первым таким критерием является общее состояние здоровья.
Не стоит пренебрегать в данном случае советами врачей. Често болеющий ребёнок будет пропускать многое из учебной программы, что в свою очередь приведёт к неминуемым пробелам в знаниях, и, как результат, к неуспеваемости. Если возраст позволяет подождать, то лучшим вариантом будет отдать ребёнка в школу на год позже. А в оставшееся время активно заняться укреплением его здоровья.
Если же вы всё таки решились поступать в школу, то, чтобы сохранить нервы себе и своему чаду, следует загодя заняться организацией будущего школьника. Распорядок дня по регламенту должен превратиться в своеобразный закон для дошкольника. Как показывает практика, в будущем это явится залогом успешной учебы в школе.
Не забывайте чаще хвалить ребенка, так как подготовка к школе и учеба в дальнейшем должны доставлять ему положительные эмоции. Психика ребёнка в этом возхрасте очень лабильна. Как говориться: что посеешь, то и пожнёшь.
Если в речи ребёнка присутствуют дефекты речи, то нужно неприменно посетить логопеда и стомотолога, т. к. любые нарушения звукопроизношения оказывают негативное влияние на развитие личности ребёнка, на его умственное развитиве и на формирование эмоционально-волевой сферы.
Следующим критерием оценки готовности к школе является состояние общей и мелкой моторики.
Очень часто родители не придают значения тому, что ребё нок неуклюж: постоянно что-то задевает, у него всё валится из рук, он шаркает ногами, испытывает трудности при просьбе нарисовать линию или круг. При разговоре с родителями таких детей выясняется, что ребёнок пропустил одну из самых важный стадий в своё м развитии: стадию «ползания».
Если вы зметили у своего ребёнка моторные трудности, не торопитесь в первый класс. Лучше в освободившееся время до школы позанимайтесь развитием моторики. Благо, сейчас много литературы данной тематики.
В том случае, если же в школу ы всё таки собрались, следует удеть больше внимания тонкой координации движений. Ребёнку предстоит ведь учиться письму, а это значительная нагрузка. Отлично развивают мелкую мотрику занятия пластилиновой лепкой и рисование. Одно-два занятия еженедельно необходимо посвящать, как раз, подготовке руки дошкольника к письму. Лучше, все занятия проводить форме игры. К примеру, можно предложить малышу сначала изобразить какое-либо животное, а потом самостоятельно вырезать его из бумаги. Получится своеобразный бумажный зоопарк. Подобные упражнения желательно разнообразить, чтобы ребенок не утомлялся от монотонной деятельности.
В ходе дошкольных занятий не следует слишком усердствовать, заставляя малыша неприрывно выводить буквы на листе. Лучше чередовать момент обучения с отдыхом : 3 минуты пописали- столько же отдохнули.
Также важным аспектом при подготовке к школе является уровень сформированности пространственных представлений. От сформированности данного навыка во многом зависит успешность ребёнка в чтении и письме. Если данный навык не сформирован, или сформирован неполностью, у ребёнка возникнут трудности при ориентировки на тетрадном листе, в написании и расположении элементов буквы, в понимании условия задач.
Для развития данных способностей, поиграйте с ребёнком!. Например, в селедопытов. Нарисуйте вместе карту, где будут указаны направления движения и количество шагов (где шаги это клеточки) : «два шага вниз», «три шага вправо», «остановись справа от круга» и т. д.
И последним по счёту, но не по значимости, является умственное развитие ребёнка.
Данное понятие включает в себяи уровень развития познавательных процессов: внимания (объём, концентрация, переключаемость, память (вид, объём, восприятие, мышление, развитие речи.
Для развития внимания, следует приучать ребёнка к усидчивости и умению концентрироваться на задании. Вначале по 10-15 минут, постепенно доведя этот отрезок до получаса. В этой связи, ребенку не помешает собственное место для занятий. Наряду с учебой это приучит его к аккуратности и содержанию в порядке своего «рабочего» места.
Сейчас очень много детской литературы, журнилов, книг, где печатают различные головоломки, кроссворды, задания на поиск аналогий, выделения четвёртого лишнего и т. д. Не пропускайте их мимо. Подобные задания помогут вашему малышу развить мышление и доставят ему и вам массу положительных впечетлений!
В процессе занятий необходимо побуждать вашего ребёнка к пересказу небольших и хорошо понятных. Это способствует усвоению навыка анализа. Заучивание наизусть стихов и песен – безотказный вариант для развития памяти. Кстати, эти мероприятия положительно влияют на развитие грамотного письма и беглого чтения.
Итак, подведё м итоги всего вышесказанного:
1. Перед школой и во время учёбы проверяйте здоровье своего ребёнка!
2. Не пугайте ребёнка трудностями в школе! Чтобы ребёнок с радостью и без труда мог выполнить инструкцию и просьбу педагога, обращайте внимание как он понимает ваши инструкции. Они, в свою очередь, должны быть лаконичными, чёткими, и, самое главное, доброжелательными.
3. Развивайте мелкую моторику малыша. Больше играйте в пальчиковые игры, лепите, рисуйте, клейте.
4. Не нагружайте ребёнка избыточным чтением и письмом!. Детская нервная система очень истощаема. Чередуйте эти занятия с отдыхом.
5. Развивайте пространственные представления: больше играйте, проявляйте творчество и воображение. Закрепляйте с ребёнком умение проводить линии и штриховать сверху-вниз и слева-направо.
6. Поощряйте умение ребёнка наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!
И, самое главное!
При подготовке к школе ни в коем случае не примеряйте на себя роль учителя! Вы, прежде всего заботливый и нежный родитель! Мы все знаем, что ребёнок ничего не делает по принуждению. Будте активны! Фантазируйте вместе с ним, придумывайте новые интересные формы работы.
Никогда не сравнивайте достижения ребёнка со своими собственными, старших братьев или сестёр, детей знакомых. У каждого ребёнка свой, индивидуальный темп развития и свои, индивидуальные личностные особенности.
Ваша любовь, терпение и забота будут вознаграждены успехами вашего малыша!