Ольга Чурикова
Формирование интереса к занятиям физкультурой и спортом у детей старшего дошкольного возраста через игры с элементами спорта
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25»
Доклад
«Формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей старшего дошкольного возраста через игры с элементами спорта»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 25»
Чурикова Ольга Валерьевна
Дзержинск 2019 г.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Физическое развитие, спорт
- Физкультура. Конспекты занятий по физкультуре
- Темочки
Добрый день уважаемая комиссия. Разрешите представиться – Чурикова Ольга Валерьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №25», г. Дзержинска.
. Тема моего педагогического опыта звучит как
«Формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей старшего дошкольного возраста через игры с элементами спорта»
Новизна опыта заключается в формировании у дошкольников потребности в спорте через применение разнообразных форм работы с учетом современных подходов, в том числе и во взаимодействии педагога с родителями.
Изучив методическую литературу по теме, я пришла к выводу, что современные исследования акцентируют внимание педагогов на необходимость применения гибких моделей и технологий. Учитывая возможности своих воспитанников я разработала по данной теме пакет методических продуктов, представленных на слайде в разделе организационно-педагогические условия
актуальность
В детском организме заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания ДОУ. Ведь освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом. Наблюдая за многократным монотонным и однообразным повторением действий детей с мячом, я пришла к выводу, что интерес у дошкольников к манипуляциям с мячом пропадает. Это привело меня к необходимости поиска новых эффективных средств развития двигательной активности, развития интереса детей к достижению потребности быть ловким, быстрым, сильным, смелым.
Противоречия и затруднения
-Слабый интерес детей и их родителей к занятиям физической культурой
-Недостаточно знаний в вопросахо играх с элементами спорта и их - значении в двигательном режиме
-Отсутствие внутрисемейных физкультурно-спортивных традиций
-Приоритет пассивного отдыха у родителей и воспитанников
-Малое количество мероприятий и однообразие форм физкультурно-спортивной направленности
Теоретическое обоснование моей работы
Э. Я Степаненкова «Методика физического воспитания». В методике описаны формы активного отдыха дошкольников - физкультурные праздники, досуги, каникулы которые являются радостным событием в жизни детей, позволяющие продемонстрировать им здоровый образ жизни, их достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.
Е. Н. Вавилова «Укрепляйте здоровье детей». В своём пособии для воспитателей указывала на важность семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу.
М. А. Рунова «Двигательная активность ребёнка в детском саду» В пособии показана значимость праздников в активном приобщении каждого ребёнка к физической культуре. Совместная двигательная деятельность детей помогает в преодолении различных трудностей, в достижении общего командного результата, в сплочении детского коллектива, в стремлении не только к индивидуальным, но и командным победам.
На основании всего вышесказанного, была определена цель работы: формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей старшего дошкольного возраста через игры с элементами спорта.
Достижение данной цели возможно через решение более узких задач, охватывающих основные направления работы со всеми участниками образовательного процесса. Они представлены на слайде.
Задачи
- Содействовать формированию у дошкольников устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
- Обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями;
- Учить правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
- Воспитывать положительные морально-волевые качества;
- Обеспечить взаимосвязь с родителями воспитанников по привлечению родителей к занятиям спортом, создать атмосферу общности интересов воспитанников, педагогов и родителей.
- Обогащать развивающую предметно-пространственную среду играми, пособиями для мотивации воспитанников к занятиям физической культурой и спортом.
Ведущая педагогическая идея опыта определена. Формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом посредством игр с элементами спорта будет способствовать развитию физических качеств (скоростных, силовых, выносливости и координации, накоплению и обогащению двигательного опыта детей, формированию у воспитанников потребности к занятиям физической культурой и спортом
Свою работу я разделила на 3 этапа. – I этап. Аналитико-проектировочный,II этап. Практический, III этап. Рефлексивный
– I этап. Аналитико-проектировочный
На аналитико-проектировочныйэтапе: Изучила методическую литературу, выявила интерес к занятиям спортом у детей, Провела мониторинг индивидуального развития воспитанников. Мною выбраны критерии:
-умение организовать спортивную игру
-участие в играх с элементами спорта
Результаты мы видим на диаграмме.
Провела анкетирование родителей.
- посещение воспитанниками спортивных секций и кружков
Разработала перспективный план взаимодействия с детьми и план взаимодействия с родителями, перспективный план : «Спортивные игры» подготовительная группа.
Подобрала картотеку упражнений с элементами видов спорта
Составила анкетирование родителей. Разработала конспекты и сценарии досугов, представлены на слайде.
. Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО представляет собойсовместную деятельность с детьми-ООД в рамках которой я создавала условия для организации дидактических игры-головоломки «Танграм», «Собери спортсмена», Просмотр презентаций: «Виды спорта» ,продуктивные виды деятельности «спортсмены», «мы со спортом дружим», «спортивный инвентарь», проблемные ситуации, интерактивные игры «Футбол», «Хоккей», «Баскетбол», так же была организована самостоятельная деятельность, упражнения - тренажеры «Мяч в стенку», «Ловкие ребята», «Догони пару» ,дидактические игры : «Расставь футболистов», «Сделай разметку», «Выложи правильно инвентарь», «Добеги, до…», «Найди поле» ,
сюжетно-ролевые игры : «Спортивная школа», «Тренировка», «Спортивный магазин»… ,строительные игры : «Стадион»,
продуктивные виды деятельности.
Таким образом после освоения техники игры ребенок переносит ее в самостоятельную деятельность. Тем самым мы подходим к обозначенным в ФГОС целевым ориентирам один из них звучит так: проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
Так же в ходе аналитико-проектировочного этапа в предметную среду были внесены:игры – ходилки,дидактические игры,игра «Объяснялки»,дополнен физкультурный уголок.
II этап. Практический
На практическом этапе: проводилисьобразовательные мероприятия, развивающие стойкий интерес к физической культуре и спорту. Знакомила детей со спортивными играми, используя наглядно - зрительные приемы, просмотр мультфильма «Футбольные звезды», рассматривание картин «Виды спорта», словесные методы :блиц - беседа «Спортивные игры», использовала такие приемы как вопрос- ответ, закончи предложение (например ворота в футболе защищает …дети отвечают вратарь, проблемная ситуация и игровые методы, так как игра ведущий вид деятельности,«интерактивная игра «Футбол», игра-ходилка «Хоккей».
Мероприятия, развивающие творческую активность. Я использовала различные специальные методы, направленные на развитие творческих способностей, по обогащению РППс продуктами детской деятельности.
Используя практический метод – игры ходилки, возникла проблемная ситуация футбольное поле у нас в игре есть, а баскетбольного нет, что побудила детей создать такое поле, соответственно и игроков. Создав баскетбольное поле, возникла следующая проблема нет хоккейного поля.
Мною использовались и наглядные методы - рассматривание картин, просмотр мультфильмов. Словесными методы: беседа, чтение стихов «Веселый футбол», Курочка Ряба. Спортивная сказка. (Татьяна Давиденко)
Образовательные мероприятия, способствующие правильной технике выполнения элементов спортивных игр. На этом этапе преобладают конечно уже практический метод. Я использовала упражнения из подобранной мной картотеки, на начальном этапе это были простые упражнения, такие как : «Мяч в стенку», «Ловкие ребята», «Догони пару» а затем усложнялись : «Гол в ворота», «Точный пас»,«Передай шайбу друг другу» «Не упусти мяч» .Так же использовался словесный метод, такиеие. приемы как,упражнение вопрос-ответ «Не упусти мяч», поощрение, повторение, напоминание
Образовательные мероприятия, развивающие стойкий интерес к физической культуре и спорту, личным и командным достижениям. Были проведаны спортивные праздники : «Здравствуй лето». спортивный праздник посвященный дню иммунизации «Мы прививок не боимся»,спортивный праздник «Спорт для всех»
Спортивные развлечения : развлечения посвященному 23 февраля «Ловкие, сильные, смелые», развлечения «Веселая Масленица», спортивное развлечение «На одной лыжне» .Спортивный досуга «Веселое лето»
Фестиваль матча «Все на футбол»,который вызвал бурю эмоций и у детей и у взрослых, в напряженной игре с детским садом № 100, наша команда одержала победу, со счетом 3:1. Не обошлось и без соревновательного метода. При соревнованиях в команде формировались отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед всеми сверстниками за достижение соревновательной цели – победы. Приемами выступили: поощрение (медали и кубки).
Образовательные мероприятия, развивающие познавательную активность. Мы с воспитанниками посетила спортивную школу, экскурсия сроилась на вопросах к детям. Участвовали в викторине в ЭКБЦ о пользе спорта. Решающее значение в повышении интереса у детей к занятиям спортом имеет личный пример людей, которые профессионально этим занимаются и добиваются значительных успехов в этой области. Так в марте прошла встреча с футболистами нашей Дзержинской футбольной команды "Химик", которые провели интересную беседу с детьми и ответили на интересующие их вопросы (заранее подготовленные с родителями).
.При работе с родителями использовались разнообразные формы работы. Анкетирование, совместные спортивные фестивали, участие в городской спартакиаде «Настоящая семья – это много разных Я», выставка совместных с родителями рисунков «Мы со спортом дружим», спортивный праздник к Дню здоровья «Спорт для всех», развлечение к 23 февраля
«Ловкие, сильные, смелы», фестиваль «На одной лыжне».Так же родители приняли участие в фестивале – матче, где были активными болельщиками.
.III этап. Рефлексивный
И рефлексивный этап, на котором я провела повторный мониторинг индивидуального развития воспитанников, посещают кружки – 10 стало 25 чел., умение орг. – т. р. 25% стало 15%,с. с. 30%-50%, участие в играх – 20%-60%,повторное анкетирование родителей после проделанной работы, провела сравнительный анализ посещения спортивных кружков и секций и транслировала опыта в педагогических сообществах. Цифры
Одним из результатов работы стал интерес детей к спорту и желание посещать спортивные секции.
Результатом работы по данной теме стал разработанный пакет методических продуктов, представленных на слайде.
Обобщенный педагогический опыт был широко представлен в педагогическом сообществе. Это и участие в методической работе ДОУ (педсоветы, консультации, мастер-классы, участие в конкурсе на городском уровне, интернет сообщества.
. На слайде представлен список литературы, информация из которых была использована мною в рамках разработки темы и подготовки презентации.
Спасибо за внимание!