Ольга Садыкова
Формирование интереса к исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста через участие в конкурсах
▼ Скачать + Заказать документы
Ежегодно в нашем ДОУ проходит конференция исследовательских работ "Первые шаги в науку".
Основным стимулом к реализации первых исследовательских проектов служит копилка вопросов детей. Каждый вопрос ребёнка может стать основанием для выбора темы проекта. Взрослому очень важно в этот момент оказать для детей свою заинтересованность и поддержку, помочь грамотно оформить свой первый исследовательский проект, подготовить к публичной презентации.
Публикация «Формирование интереса к исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста через участие в конкурсах» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Конкурс проводится в форме детской конференции. Участники представляют исследовательский проект в виде устного сообщения с помощью стендовой презентации (возможно электронной); использования демонстрационного материала: фото, графиков, таблиц, схем и пр.
Цели конкурса :
- Развитие у детей умения выполнить совместно с родителями исследовательский проект и публично представить его.
- Создание условий для стимулирования старших дошкольников к активной познавательно-исследовательской деятельности, освоению способов решения поискового и творческого характера.
- Привлечение родителей к совместному участию в мероприятиях, проводимых для детей.
Для подготовки к конкурсу педагоги в групповом пространстве выделяют центр проектной деятельности, включающий: копилку вопросов; алгоритм пошаговой работы над проектом; выставку проектов детей, а также отражают работу над проектной деятельностью в режиме дня группы.
Содержание работы педагога с дошкольниками должно быть направлено на:
- обучение детей правильно формулировать вопросы, строить гипотезы;
- умение планировать собственную исследовательскую деятельность;
- умение находить выход из проблемных ситуаций;
- активизацию познавательного интереса, развития поисковой деятельности;
- умение создавать и использовать наглядные модели, по которым можно проследить продвижение к цели собственного проекта;
- умение удерживать цель на протяжении всего этапа реализации проекта. - развитие монологической речи.
Учитывая, что социальный опыт детей и опыт проектирования еще не велик, основная работа по активизации познавательной деятельности ребенка проводится на тематических прогулках, беседах, играх, объединенных одной темой.
Эффективными методами и приёмами работы с детьми по подготовке к исследовательской деятельности являются :
• проведение опытов с предметами, а также длительных экспериментов с фиксацией наблюдений и подведением результатов;
• игры на развитие процессов мышления – классификации, обобщения, анализа и синтеза, упражнения для формирования навыков ребёнка делать выводы и умозаключения;
• выступления детей с кратковременными сообщениями на интересующую тему перед сверстниками;
• планирование своей деятельности на день.
Исследовательская деятельность предполагает совместную деятельность ребёнка и родителя не только в поиске информации, но и оформлении проекта. Поэтому педагог также планирует работу с родителями по изучению данного вида проектирования и погружения в структуру исследовательской деятельности : консультации, мастер-классы, беседы.
При последовательной и системной работе в дальнейшем у детей проявляется стойкий интерес к созданию исследовательских проектов. Это объясняется наличием положительного опыта в реализации и презентации продуктов своей деятельности. Дети приобретают необходимые умения и продолжают отрабатывать их в ходе создания новых проектов.