Светлана Лачина
Формирование интереса к искусству у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНЕ ИНТЕРЕСА К ИСКУССТВУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗОРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ
ЛАЧИНА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА
Воспитатель МДОУ, г. Саранск, Россия, lachina.swetlana@yandex.ru
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме формирования интереса к миру искусства у детей дошкольного возраста. Статья раскрывает психолого-педагогические особенности формирования интереса к миру искусства у детей дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В работе раскрыта технология формирования интереса к миру искусства посредством ознакомления с природой родного края.
Публикация «Формирование интереса к искусству у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ключевые слова: интерес к миру искусства, художественно-эстетическое развитие, дошкольный возраст.
FORMATION OF INTEREST IN ART AMONG PRESCHOOL CHILDREN THROUGH FAMILIARIZATION WITH THE NATURE OF THE NATIVE LAND
Abstract : This article is devoted to the problem of forming interest in the world of art in preschool children. The article reveals the psychological and pedagogical features of the formation of interest in the world of art among preschool children in the process of mastering the educational field "Artistic and Aesthetic Development." The work reveals the technology of forming interest in the world of art through familiarization with the nature of the native land.
Key words : interest in the world of art, artistic and aesthetic development, preschool age.
Одной из важнейших задач в дошкольном образовании является формирование устойчивого интереса детей к миру искусства. Эта проблема актуальна для старших дошкольников и является приоритетной. Ведь именно в этом возрасте начинается процесс приобщения ребенка к культуре и искусству, который имеет большое значение для его личностного развития. Многие российские и зарубежные педагоги и психологи, такие как Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Т. С. Комарова и другие, подчеркивают необходимость приобщения детей к миру искусства уже в дошкольном возрасте. Они отмечают, что это помогает формированию ценностных ориентаций и развитию мировоззрения детей. Современные концепции дошкольного образования также подчеркивают важность эстетического воспитания детей на подлинных образцах произведений искусства. Это помогает формированию всесторонне развитой гармоничной личности. В последнее время дошкольным образовательным организациям ставится задача дальнейшего совершенствования эстетического воспитания. Ведь это неотъемлемая часть формирования личности ребенка.
Одно из главных положений концепции обновления дошкольного образования связано с установкой на реализацию принципа воспитывающего обучения в контексте эстетического воспитания старших дошкольников. Реализация данного принципа выстраивается в следующей логике: от накопления детьми эстетических впечатлений – через чувственное, эмоциональное переживание, через творческую художественно-практическую деятельность детей – к формированию нравственно-эстетической позиции в отношении окружающей действительности, природы.
Проблемой формирования интереса к миру искусства занимались многие исследователи. Такие ученые, как А. И. Бурова, Е. О. Гусева, рассматривали процесс эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Ю. В. Кондрашевой, Э. В. Прудских были выделены особенности организации работы по формированию интереса к миру искусства в дошкольных организациях. Проблема формирования интереса к миру искусства в процессе личностного развития подрастающего поколения раскрыта в трудах Ю. К. Бабанского, Н. В. Мосина и многих других [1, c. 31].
Проблема художественно-эстетического развития личности, нашла подтверждение в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них А. С. Макаренко [2, c. 43], В. А. Сухомлинский [3. c. 56], Б. М. Теплов [4, c. 61] и других. В исследованиях Б. М. Неменского [2, c. 30], Т. С. Комаровой [2, c. 81], А. П. Усовой [3, c. 52], Е. А. Флериной и других доказано, что общение с произведениями искусства имеет познавательное значение, помогает развитию и совершенствованию чувств, активно способствует росту знаний и представлений дошкольников об искусстве своего и других народов, что в целом повышает эстетическое сознание личности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», которая занимает значительное место в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. При этом важная роль в воспитании детей дошкольного возраста отводится художественно-эстетическому развитию средствами искусства. Оно должно входить в жизнь детей с самого раннего возраста.
Дошкольный возраст является важным периодом в развитии ребенка, включая развитие его эстетического восприятия, что позволяет приобщить его к миру искусства. Многие ученые, включая Н. А. Ветлугину, Е. А. Флерину, Р. М. Чумичеву и Е. М. Торшилову, исследовали сущность, пути и методы формирования интереса к миру искусства у детей дошкольного возраста. Н. А. Ветлугина внесла значительный вклад в эту область, разработав теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Согласно Н. А. Ветлугиной, воспитание ребенка в эстетическом плане означает развитие его эстетического восприятия, эстетических чувств, художественно-эстетического вкуса и художественно-творческих способностей. Для достижения этой цели, необходимо создать благоприятную среду, которая будет способствовать развитию эстетической культуры ребенка.
Само определение интереса к миру искусства в психолого-педагогической литературе трактуется разными авторами по-разному:
Так, например, у Т. С. Комаровой интерес к искусству, это: систематический процесс развития личности ребенка, цель которого раскрывается в формировании умений и способностей видеть и создавать прекрасное в окружающей действительности [2, c. 23];
В исследованиях Г. М. Коджаспировой, интерес к искусству, это готовность воспринимать искусство, и понимать значимость создания прекрасного, видеть прекрасное в жизни и окружении, желанию принять участие в создании прекрасного, постоянном творческом процессе и поиске прекрасного [3, c. 34];
В своих исследованиях Л. П. Арисова дает следующее определение понятию «интерес» – это процесс активности индивида, его осознание и принятие прекрасного, его отношение, чувства и переживания при виде прекрасного [2, c. 4].
Вслед за Л. П. Арисовой, Н. В. Мосина считает, что формирование интереса к искусству занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольной образовательной организации. В своем исследовании автор сопоставляет интерес к миру искусства с таким понятием, как эстетическое воспитание. Для эстетического развития личности ребёнка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности - изобразительная, речевая, художественно - речевая, игровая и другие. Важной задачей эстетического воспитания является формирования у детей эстетических интересов, потребностей, а также эстетического вкуса и способностей.
По мнению Н. Н. Поддьякова, в дошкольном возрасте дети начинают осознавать свои возможности и учатся воздействовать на окружающий мир с целью изменения. Важно отметить, что наглядно-действенная форма мышления не является конечной целью развития ребенка. Это лишь подготовительный этап, который помогает формированию индивидуальных особенностей личности и творческих способностей. Дальнейшее развитие должно стремиться к более абстрактному мышлению и аналитическим способностям.
Знакомство дошкольников с миром искусства, традициями разных народов мира происходит с помощью разнообразных форм и методов. Наиболее эффективным средством, на наш взгляд, выступает ознакомление с природой родного края. Приобщение к миру искусства научит детей осознавать себя живущими в определенный период и приобщиться к богатствам культуры местности, в которой они живут.
Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней. Воздействуя на эмоции ребёнка своими качествами (совершенством формы, разнообразным изменчивым колоритом) природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению отношения к объектам и явлениям природы. Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Ознакомление детей с природой через изобразительную деятельность обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за растениями и животными. Процесс познания осуществляю в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы во время организуемых мною систематических наблюдений.
Поэтому возникает необходимость формировать представления у дошкольников о природе родного края, поскольку она является главной музой для создания произведений искусства. Для этого с детьми проводятся прогулки в лес, на луг, к водоему, в парки, скверы. Свои впечатления от увиденного дети выражают в художественно-творческой деятельности. Эта работа эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Культурные эталоны, духовные ценности, накопленные от созерцания произведений искусства, родители передают и своим детям.
Мир искусства для детей, прежде всего, представлен изобразительным и музыкальным искусством, где каждая вещь – это первоклассный образ искусства, сохраняющий неповторимый почерк неизвестного нам мастера, музыканта, который несет в себе огромный воспитательный потенциал [4, с. 13].
Наиболее близко и понятно детям изобразительное искусство в целом. Его разнообразие, выразительность образов способствует глубокому познанию природы, воспитанию любви к Родине, к людям и традициям своего и других народов, развитию умений и навыков в изобразительной деятельности, проявлению творчества. Произведения искусства углубляют понимание и расширяют представления детей о способах и средствах передачи образа в произведениях искусства. Выраженный у детей интерес к миру искусства оказывает влияние на эмоциональную сферу, а также способствует развитию эстетического отношения к окружающему миру. Рассказывая детям о видах и жанрах искусства, их характерных особенностях акцент делают на произведениях декоративно-прикладного творчества своего и других народов.
Разнообразный, богатый традициями вид искусства – живопись. Детей впервые знакомят с творчеством художников Мордовии. Детям рассказывают о жанрах живописи, в которых работали художники: пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр. Методика и технология ознакомления с произведениями живописи традиционна, учитывается содержание картин, отражающих национальный характер и колорит автора художественного произведения.
Таким образом, одной из ключевых задач системы эстетического воспитания и познавательного развития является задача формирования интереса к миру искусства. Если деятельность детей по изучению и восприятию произведений искусства носит многоуровневый, регулярный и содержательный характер, то она, несомненно, способствует не только накоплению системы знаний и формированию представлений, но и позволяет сформировать глубокий интерес к миру искусства в целом. Своевременная и систематическая организация процесса по восприятию объектов и произведений искусства в дошкольной образовательной организации позволяет рассматривать мир искусства как объект для познания и воспитания подрастающего поколения.
Список использованных источников:
1. Бурляева, О. В. Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль программы дошкольного образования / О. В. Бурляева – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2021. – 113 с. – Текст : непосредственный.
2. Василенко, В. М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X – XX в. в. / В. М. Василенко. – Москва : Сов. Художник, 2018. – 294 с. – Текст : непосредственный.
3. Ветлугинa, Н. А. Художественное творчество в детском саду / Н. А. Ветлугинa. – Москва : Просвещение, 2014. – 253 с.
4. образительного творчества / Т. Г. Казакова. – Москва : Владос, 2016. – 189 с. – Текст : непосредственный.