Ирина Клевцова
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА :
КАК ЕЁ СФОРМИРОВАТЬ?
(из материалов проблемного семинара «Формирование функциональной грамотности обучающихся)
Слайд № 1
Коллеги!
В настоящее время изменился запрос на качество образования: приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности обучающихся.
Слайд № 2
Функциональная грамотность является современным показателем качества образования.
Формирование различных видов функциональной грамотности необходимо начинать в дошкольном детстве.
Публикация «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся» размещена в разделах
Слайд № 3
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка (в условиях реализации ФГОС ДО) направлен на:
1. Формирование математической, финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
2. Формирование основ читательской грамотности, речевой активности дошкольников.
3. Формирование естественнонаучных представлений, основ экологической и здоровьесберегающей грамотности у дошкольников
4. Формирование социально-коммуникативной грамотности, основ социальной и гражданской грамотности на уровне дошкольного образования.
Слайд № 4
Каждая образовательная область ООП участвует в развитии всех видов функциональной грамотности, а программа Воспитания является эффективным средством по формированию функциональной грамотности у дошкольников (педагогические мероприятия «День народного единства», «День Матери» и т. п.).
Слайд № 5
Формированию функциональной грамотности дошкольников способствуют современные образовательные технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- метод проектов;
-технологии исследовательской деятельности («детское экспериментирование»);
-игровые технологии (ролевые игры по знакомству с профессиями, педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей (авторы В. В. Воскобович, Т. Г. Харько, Т. И. Балацкая, тико-моделирование (И. В. Логинова, легокоструирование и робототехника);
- ТРИЗ;
- технология портфолио;
-технология образовательного путешествия;
-социо-игровые технологии;
-гендерное воспитание;
- квест-технологиии;
- бережливые технологии
Слайд № 6
Парциальная образовательная программа «5 шагов знакомства старших
дошкольников с инструментами бережливого мышления» посвящена
актуальной теме – как в детском саду развивать у старших дошкольников 4К-
компетенции (критическое мышление, коммуникативность, креативность,
командная работа, необходимые для жизни в современном обществе, способствующие формированию предпосылок функциональной грамотности.
Слайд № 7
Главная цель программы — предложить воспитателям (и заинтересованным родителям) систему образовательных ситуаций, разнообразных игр, проектов и исследований, с помощью которых удается наилучшим способом реализовать познавательный потенциал каждого ребенка с использованием инструментов бережливого мышления в бережливой образовательной среде.
Слайд № 8
Как провести оценку функциональной грамотности?
Для выявления сформированности различных видов функциональной грамотности применимы методы педагогического исследования – наблюдение, опрос, беседа, тестирование. Наиболее удобным способом оценки ФГ является предложение дошкольникам специальной ситуации, в ходе которой педагог использует метод наблюдения.
Рассмотрим пример. Как выявить динамику функциональной грамотности обучающихся в вопросах здоровья?
Для этого необходимо спланировать определенный промежуток времени (например, неделю, в течение которого нужно организовать наблюдение за поведением детей в определенных ситуациях, в которых наиболее ярко проявляется данный вид функциональной грамотности (моем руки, принимаем пищу, гуляем и пр.).
Если традиционных естественных режимных моментов недостаточно, можно создать специальные ситуации (организовать квесты, проектную деятельность, образовательное путешествие и пр.).
Для повышения эффективности метода наблюдения необходимо составить план, по которому оно будет осуществляться.
Правильно, если умения, навыки обучающихся в каждой ситуации оцениваются неоднократно (например, в начале учебного года, в середине и в конце). Данные удобно заносить в заранее приготовленный лист наблюдения.
Лист наблюдения.
Динамика функциональной грамотности обучающихся в вопросах здоровья
№ п/п Фамилия, имя Ситуация 1 Ситуация 2 Ситуация 3 … Выводы, комментарии
1 Арбузов Миша № 1 № 2 № 1 № 2 № 1 № 2
2 Белова Ира
№ 1 – начало года, № 2 – конец года.
Слайд № 9
Оценку сформированности ФГ можно осуществлять по 5-балльной шкале
Числовое значение
(баллы)
Показатель
0 Критический уровень, умения и навыки не сформированы
1 Низкий уровень, действует неуверенно, только с помощью взрослого
2 Средний уровень, допускает ошибки, часто требуется помощь
3 Достаточный уровень, действует уверенно, самостоятельно, помощь, напоминания требуются в редких случаях
4 Высокий уровень, явная выраженность
или в цветовой гамме
Цветовое обозначение Показатель
красный - Низкий уровень, действует неуверенно, только с помощью взрослого
желтый - Средний уровень, допускает ошибки, часто требуется помощь
зеленый - Высокий уровень, явная выраженность
Слайд 10
Мы часто сравниваем наших воспитанников в детском саду с цветами. Им необходим уход, полив, тепло, свет, забота, как и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая свои цветочки, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, эти цветы вырастают красивые, достойные восхищения, а мы получаем образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей, которыми в дальнейшем гордимся.
Спасибо за внимание!
Слайд № 11
(Апрель) Заседание РМО старших воспитателей:
Тема: «Инновационные формы работы с педагогами по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников»
Форма проведения :
методический фестиваль «Пути формирования функциональной грамотности в ДОО» (презентация лучшего опыта работы старших воспитателей (15 мин) опыт работы по внедрению эффективных технологий, форм, методов по формированию функциональной грамотности (с дошкольниками или педагогами).
Вручение сертификатов педагогам.