Елена Константинова
Формирование гражданского самосознания средствами духовно-нравственных ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. О. воспитателя Константинова Елена Петровна
1. Общешкольная тема «Гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса как средство формирования полноценной, защищенной и развитой личности»
2. Индивидуальная тема самообразования «Формирование гражданского самосознания средствами духовно – нравственных ценностей».
3. Сроки работы над темой 2020-2024г
4. Цели и задачи самообразования по теме Основная идея:
Формирование гражданского самосознания средствами духовно-нравственных ценностей одна из важнейших сторон развития личности ребенка.
Публикация «Формирование гражданского самосознания средствами духовно-нравственных ценностей» размещена в разделах
Цель: развитие личности, ее нравственной и правовой культуры, способности к самореализации и позитивной социализации.
Задачи:
1)Сформировать у школьников гражданское и национальное самосознание, на основе интеграции Российской, национальных и мировой культур;
2)Приобщить школьников к духовно–нравственным традициям родного народа, общероссийской культуры, использование их в своей жизнедеятельности;
3)Развить художественно–эстетические, творческие, познавательные способности школьников и самореализация их в различных видах деятельности.
5. Основные вопросы, намеченные для изучения 1. Изучение теории вопроса формирование гражданского самосознания средствами духовно-нравственных ценностей.
2. Поиск и апробация практических наработок.
6. Литература по теме 1. Санина А. Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России. Социологические исследования. – 2016. – № 5.
2. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С. Ю. Дивногорцева. - М. : ПСТГУ, 2018.
3. Гаврилычева, Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? / Г. Ф. Гаврилычева // Нач. шк. - 2016. - № 12. - С. 10-16.
4. Прохорова, С. Ю. Реализация гражданского образования младших школьников: программа дополнительного образования «Родничок» / С. Ю. Прохорова, З. Д. Турбина // Педагогическая мастерская. - 2018. - № 3. - С. 13-18.
5. БожовичЛ. И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. М. : Флинта, 2019. 196 с
6. Соина О. А. Воспитание гражданского самосознания в контексте ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 626–630. – URL : https://e-koncept.ru/2014/54243.htm.
7. Теория вопроса Сегодня воспитание Гражданина - это заказ времени, общества. Гражданское образование не связано с отдельно взятой учебной дисциплиной, а должно представлять системную, целенаправленную деятельность образовательного учреждения в его взаимодействии с социальным окружением. Гражданственность выступает как деятельность участников образовательного процесса, направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, формирование умений и навыков, приобретение ими позитивного социального опыта.
Велика роль школы в вопросе формирования гражданского образования подрастающего поколения. Именно в школе, где дети проводят 11 лет, создается модель Гражданина, имеющего опыт демократических отношений, которые приобретаются в ходе школьной жизни. В школе ребёнок не учится жить, а живет, осваивая принципы демократического поведения. И от того, насколько умело и грамотно будет выстроена система гражданского образования в учреждении, которая станет неотъемлемой частью жизни ребенка, зависит и поведение в будущем. Быть Гражданином, значит быть духовно-нравственной личностью.
Воспитание именно духовно-нравственное я могу сравнить с маленьким зеленым листочком, который находится где-то рядом с сердцем. А чтобы оно бесперебойно работало, нужны благоприятные условия: доброта, тепло, питание, солнце, любовь. Всё это и формирует человека с детства, закладывая «правильные, верные кирпичики», из которых и складывается воспитанный человек.
В ходе работы мы получаем воспитанного человека, а воспитанный человек-это Гражданин, любящий свою страну, малую родины, отчий дом, уважающий окружающих людей, который умеет считаться с чужим мнением, толерантный, способный конструктивно мыслить, быть позитивно настроенным. Это человек дела, креативный и активный, который ощущает себя полноценным человеком, умеющим многое.
8. Практический выход (примеры) В своём классе я использую различные формы и методы работы, направленные на формирование гражданского самосознания :
- анализ произведений на занятиях громкого чтения;
-беседы («На что имеем право», «Твои права» и т. п.) ;
- акции («Георгиевская лента», «Окна Победы», «Блокадный хлеб», «Голубь мира» и т. п.);
- экскурсии (На площадь Ленина, в сквер к Могиле неизвестного солдата);
- выставки («Мы в космосе первые», «9 мая - Мы не победимы» и т. п.);
- участия в творческой деятельности;
- проведение внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения;
- классные часы («Ладога-дорога жизни», «Что такое настоящая дружба», «Поговорим о доброте» и т. п., просмотр фильмов;
-обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
-беседы о семье, о родителях и прародителях («Кто есть кто»);
- выполнение творческих проектов, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями («Мое генеалогическое древо»).
Духовное - нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно - потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.