Тартышева Алла
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Речь вести- не лапти плести
Старинная русская пословица.
Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляются взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение.
Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Публикация «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ребенок поступающий в школу, должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их и т. д. Поэтому начинать работу нужно с дошкольного возраста, так как именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.
Так что же такое грамматический строй речи?
СЛАЙД Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и речевой практики.
Результаты ежегодного логопедического обследования показывают, что последние годы значительно возросло количество детей с нарушениями речи. У них понижена способность воспринимать различия грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности.
ПРИЧИНЫ ОШИБОК ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ (ГСР) У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1. Неблагоприятное влияние окружающей среды (безграмотные родители).
2. Педагогическая запущенность (речь детей никто не исправляет)
3. Психофизиологические особенности развития дошкольников- недостаточно устойчивые процессы внимания, памяти, восприятия, которые не позволяют ребенку распределять свои силы между удержанием мысли, которую желает высказать ребенок, подбором слов и соблюдением грамматических правил.
4. Возрастные несовершенства артикуляционного аппарата и фонематического слуха - «дети недослышат» или не могут выговорить некоторые приставки, суффиксы и окончания.
5. Сложность ГСР.
6. Наличие периода словотворчества.
ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ГСР
1 Исправление ошибок ГСР
2 Создание правильной речевой среды вокруг ребенка.
3. Организация специального обучения правильному ГСР.
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ у дошкольников содержит следующие разделы.
СЛАЙД 1 Словоизменение
Категории числа: «Один- много»(стол - столы, красивый - красивые, едет- едут).
Категории рода: «Он. она. Оно» (он- заяц, она- девочка, оно солнце).
Категории падежа:
-родительный падеж: «У кого тетрадь? Чего не стало?
-Дательный падеж: «Подарить кому?»
-Винительный падеж: «Вижу кого? Вижу что?»
-Творительный падеж: «Чем рисует мальчик?» Кем гордится мама? Кто кем был? Кого чем угостим?
- Предложный падеж: «Говорю о ком? Читаю о чем?».
2. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Образование уменьшительно ласкательных форм существительных : «Назови ласково»
Образование существительных «Наведи порядок» Хлеб- в хлебницу, суп- в супницу. Существительных ж. рода – писательница, воспитательница.
Образование прилагательных от существительных: «Чья голова?» «Чей хвост? Чьи крылья?»
Образование приставочных глаголов. выкопать, закопать, перекопать
Образование глаголов от существительных и звукоподражании.
Образование сложных слов.
3. СОГЛАСОВАНИЕ.
Существительных с местоимениями: «Жадина» мой, моя, мое, мои.
Существительных с прилагательными: «Скажи!» Какой? Какая? Какое?».
Существительных с числительными – «1,2,5»
Глаголов прошедшего времени с местоимениями – «он, она, оно, они» шел, шла, шло, шли.
4 Формирование фразы.
Простые нераспространенные предложения.
Распространенные предложения (путем введения определений, наречий, однородных членов предложения).
Предложения с использованием предлогов (предложно-падежные конструкции)
Сложносочиненные предложения (с союзами «А», «и», «но», «да».
Сложноподчиненные предложения (с союзами «потому», «потому – что», «чтобы», «для того», «затем»,.
Педагогические методы и приемы успешной работы по формированию грамматического строя речи
Слайд Зрительный стимул- необходимость большого количества разнообразной наглядности;
-необходимость подбора однотипного речевого материала при отработке нового речевого навыка ( пример : столы + коты + носы, но нельзя в этот же ряд поставить «рты», т. к выпадает гласная, или «соки», т. к получается иное окончание.
Слайд дидакт. Игры. Благодаря игре, ее динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категории.
Т. о., использование игровых приемов способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности, вводят их в свою речь.
Овладение ГСР оказывает влияние на мышление ребенка, так как грамматика выражает отношения между смыслами слов, что уже является продуктом мыслительной деятельности. Правильно сформированный ГСР позволяет ребенку развить логику, последовательность мышления, способность к общению, анализу, синтезу речевого потока.
Таким образом, на основе развитого ГСР успешнее продвигается умственное развитие ребенка, расширяются представления об окружающем. Усваиваются знания.