Светлана Дзагоева
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основные понятия о грамматике :
1. Грамматика - наука о строе языка, его законах.
2. Грамматика представляет собой систему, объединяющую морфологию, словообразование, синтаксис.
3. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова.
4. Синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
Публикация «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
5. Словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов) с помощью специальных средств. Грамматика делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Процесс овладения грамматическим строем речи в норме I период – период предложений, состоящий из аморфных слов-корней (от 1 г. 3 мес. До 1 г. 10 мес.). II период – период усвоения грамматической структуры предложения (1год 10 мес. – 3 года). III период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет).
Основные направления формирования грамматической стороны речи детей
1. Предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования, эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей.
2. Совершенствовать синтаксическую сторону речи.
Развивать чуткость и интерес к форме своей речи.
3. Содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.
Задачи по формированию грамматической стороны речи в разных возрастных группах
1 младшая группа (от 2 до 3 лет) Учить детей согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2 – 4 слов («кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
2 младшая группа (от 3 до 4 лет)
Продолжать помогать детям согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив) .
Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Учить детей нераспространенные простые предложения (состоят только из подлежащего и сказуемого)переводить в распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Предоставлять детям возможность для активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество (спун, притолстился, не рассмешливай меня,тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении.
Совершенствовать умение правильно использовать предлоги; предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных»(по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята-лисят,медвежата- медвежат); правильно употреблять формы множественного числа родительного падежа существительных (вилок. яблок, туфель) .
Учить употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (лежать, ехать, бежать, хотеть).
Правильно употреблять в речи несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао).
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательными с существительными (лягушка – зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных (длинноушный, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал-выбежал-перебежал).
Учить детей правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Упражнять в употреблении простых сложносочиненных предложений. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Вырабатывать у детей навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу)
однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Формировать у детей элементарное представление о предложениях, разной их структуре.
Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения структурных частей предложения (чтобы, когда, потому что, если, если бы, всегда. например).
Факторы, влияющие на развитие грамматического строя речи :
1. Врожденное языковое чутье.
2. Речевая среда.
3. Форма общения взрослых.
4. Стиль общения педагога с детьми
5. Целенаправленное педагогическое воздействие. (под целенаправленным педагогическим воздействием подразумевается наличие четкой продуманной системы в формировании речевых навыков детей, в том числе и грамматического строя речи.)
6. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи. Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Конечно, на любом занятии воспитатель может и должен исправлять ошибки в речи детей. Но особое значение имеют такие занятия, где осуществляется специальная работа по предупреждению того или иного отрицательного качества детской речи, интенсивно и целенаправленно исправляется уже появившаяся грамматическая ошибка.
7. Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки.
8. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5—10 мин, таким образом они составляют лишь часть занятия по развитию речи.
9. Занятия должны проходить непринужденно, живо; воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно использовать игровые персонажи, особенно при повторении материала (участие в игре Петрушки, Буратино и т.
10. Для занятия выбирается только одна задача (например, закрепление правильной формы 3-го лица множественного числа глагола хотеть, употребление существительных среднего рода, распространение простого предложения и т. д.). Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. В работе над грамматикой важно дифференцировать различные формы, чтобы ребенок, сопоставив речевой материал, учился подмечать разницу в произношении, улавливать довольно тонкие отличия при изменении слов.
11. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей.
Приемы формирования грамматической речи
1. прямое указание;
2. образец речи педагога.
3. мотивировка учебного задания;
4. сравнение ;
5. сопряженную речь, а за ней – отраженную ;
6. исправление;
7. подсказ;
8. хоровое проговаривание;
- привлечение к оценке речи детей
Дидактические игры и упражнений при формировании грамматической правильной речи
Большая роль в системе работы по формированию у детей грамматической стороны речи отводится речевым дидактическим играм, которые позволяют ненавязчиво, в ведущем для детей виде деятельности – игре развить речевые возможности детей, скорректировать имеющиеся пробелы и проблемы в речевом развитии, предупредить возможные, характерные для определенного дошкольного возраста, ошибки в речи.
Дидактические принципы,
соблюдаемые при проведение игр и упражнений
Возрастной подход – учет возрастных возможностей детей. Например, в младшем дошкольном возрасте при отработке предлогов не следует включать в игры сложные предлоги, еще недоступные детям по возрасту. Также обучение детей младшего дошкольного возраста через настольные дидактические игры рекомендуется организовывать в индивидуальной форме.
Развивающий характер обучения – распределение грамматических игровых упражнений от более простых к более сложным. Например, переход от обязательной в младшем возрасте опоры на наглядность к устным речевым формам в старшем дошкольном возрасте.
Комплексное решение различных речевых задач - соответствие конкретных дидактических задач общим речевым задачам, реализуемым в соответствии с образовательной программой.
Концентричность - наряду с обязательным присутствием уже знакомого материала введение каких-то новых элементов или задач.
Систематичность - систематическое включение в занятия по развитию речи грамматических упражнений
Игры и упражнения по формированию морфологической стороны речи
ЗАДАЧИ:
- освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
Игра «Назови ласково»
Цель: научить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Наглядный материал: предметные картинки.
“ Чего не хватает”
Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки и спросить без чего гусь, машина
Игра» Закончи предложение» Цель: учить детей заканчивать предложение словами, подходящими по смыслу
Игра» Собери предложение из слов» Цель: учить детей составлять предложения по заданным словам.
Упражнения на словообразование
Цель упражнений:
1. формирование у ребенка интереса к звучащему слову,
2. развитие критического внимания к своей речи (Правильно ли я выговорил слово? Так ли я построил слово, как его говорят другие,
3. поиска среди вариантов словообразовательных моделей единственно верной.
Игра «Назови машину одним словом». Цель: учить детей образовывать слова способом основосложения.
«У кого какая мама». Цель: учить детей образовывать существительные, обозначающие самок животных, дифференцировать суффиксы. Воспитатель называет детеныша, а дети называют его маму, самку (у зайчонка — зайчиха, и др.).
Работа над совершенствованием грамматической стороны речи детей вне занятий
Формирование грамматической стороны речи ребенка — постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.