Матвиенко светлана
Формирование грамматического строя языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе использования ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития дошкольного образования с полным основанием можно считать временем коренных преобразований, которое предполагает активное использование информационных технологий. Компьютер стал средством реализации основных психолого-педагогических задач дошкольного образования. С его помощью возможно оптимизировать образовательный процесс, повысить общий уровень развития детей. Из года в год отмечается тенденция к увеличению числа дошкольников с особенными возможностями здоровья, имеющих речевые трудности различного содержания. Одной из категорий таких детей являются дошкольники с ОНР, характерной особенностью которых является наличие лексико-грамматических нарушений в оформлении связной речи.
Публикация «Формирование грамматического строя языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе использования ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Морфологическая и синтаксическая стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Данные об особенностях овладения синтаксическим строем речи имеются в работах А. Н. Гвоздева, А. М. Леушиной, Н. А. Рыбникова, С. Н. Цейтлин, В. И. Ядэшко.
Нарушения морфологической системы языка у детей с общим недоразвитием речи проявляются в неправильном употреблении:
- окончаний имён существительных, местоимений, прилагательных;
- падежных и родовых окончаний количественных числительных;
- окончаний глаголов в прошедшем времени;
- предложно-падежных конструкций.
Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения в неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций. Таким образом, грамматический строй речи у дошкольников с ОНР характеризуется наличием аграмматизмов, трудностями в словообразовании, лексическими заменами. Особенностями развития данной категории детей является снижение интереса к обучению, нестабильное психо-эмоциональное состояние, пониженная работоспособность, повышенный тонус организма. В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей повышения качества образования.
Для ребёнка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, которая способствует развитию воображения, мышления, речи. В игре дети учатся понимать друг друга, общаться. Через игру они узнают об окружающем мире, постигают все его сложности. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для дошкольника, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления, которые так необходимы для каждого дошкольника. По признанию многих специалистов (Жукова Н. С., Филичева Т. Б, Шаховская С. Н. и др.)основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ОНР является развитие грамматической стороны речи. В логопедии разработана и широко применяется методическая система коррекционной работы с детьми с ОНР.