Екатерина Кузнецова
Формирование грамматических навыков у детей 3-го года жизни, согласование существительных и местоимений с глаголами
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Формирование грамматических навыков у детей 3-го года жизни- согласование существительных и местоимений с глаголами, употребление глаголов в прошедшем и будущем времени.
Детский сад – время роста возможностей малыша. Речь ребенка под направляющим руководством взрослого быстро совершенствуется. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. В группе раннего возраста инициативность речи ребенка, частота и содержательность возникают в игре со сверстниками и взрослым, и развитие речи такого возраста характеризуется быстрым запоминанием новых слов, подражанием взрослому, достаточным уровнем понимания речи.
Публикация «Формирование грамматических навыков у детей 3-го года жизни, согласование существительных и местоимений с глаголами» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Актуальность выбранной темы обусловливается потребностью своевременного овладения дошкольника речью. Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации поведения, в формировании социальных связей.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. От уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
В нашем детском саду мы работаем в соответствии с Основной Образовательной программой ДОУ, в основе которой заложена основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В разделе речевое развитие формирование грамматического строя речи стоят следующие задачи:
• Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
• Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов
Дети в моей группе очень любознательны и наблюдательны. Они пристально наблюдают за моей работой, что бы я не сделала, что бы не говорила, ничего не останется без их внимания. В течение всего дня мне приходится много и целенаправленно говорить, во всех разных видах деятельности, с некоторыми детьми по отдельности или со всей группой вместе. Во время игр, чтения книги, рассматривания иллюстраций, рисования, сооружения постройки и т. д., дети задают множество вопросов, на которые я терпеливо и обстоятельно отвечаю, рассказывая обо всем, что их интересует. При этом не нарушая эмоционального контакта с детьми, поощряю самостоятельное рассуждение каждого ребенка. Для поддержания интереса детей на занятиях, мной выбираются яркие, красивые предметы и картинки вызывающие желание подольше рассматривать их и задавать вопросы.
В течение учебного года, я постепенно с помощью расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения детей, формирую у них интенсивное развитие и понимание речи.
В моей группе есть дети, которые плохо говорят (Тоня, Андрей, Александра, Роман). На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас. Помогаю детям найти ответ с помощью наводящих вопросов: «Кто пришел к нам в гости?», «Что одето на кукле Даше?», «Что делает собачка?» и т. д. Детям легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности, именно поэтому я как можно чаще даю возможность детям говорить вместе. В этом возрасте дети, как правило, все свои действия «проговаривают». Ни в коем случае я не пресекаю это, не ограничиваю детей.
На занятие по развитию речи, как и др. занятиях, делю детей на подгруппы. Каждая подгруппа из девяти человек. Как правило дети в первой подгруппе уже хорошо говорящие. Дети первой подгруппы стремятся самостоятельно отвечать на вопросы, пытаются по своей инициативе о чем-то рассказать. Дети второй подгруппы редко самостоятельно отвечают на сложные вопросы (Когда? Почему? Что сделал, но охотно повторяют за сверстниками их ответы.
При формирования грамматических навыков происходит и обогащение словаря. Т. к. обогащение и уточнение словаря, ребенок слышит в речи взрослых новое слово, понимает, запоминает и включает во фразовую речь, сочетая с другими словами. Обогащение детского словаря в нашей группе проходит в течение всего дня в разных видах деятельности, но главной задачей является не только обогатить словарный запас, но активизировать его в правильной грамматической форме, чтоб дети могли употреблять новые слова, предложения в своей повседневной речи. Для этого я использую различные методы и приемы. Отталкиваясь на то, что игра-это основная деятельность дошкольников, в ней происходит становление личности ребенка, мышления, моторики, произвольной памяти, самостоятельности. Большее значение игра имеет и в развитие речи. В своей работе с детьми я использую различные игры как: дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры, сюжетно ролевые игры, что позволяет формированию новых слов, подражанию моей речи, правильному построению различных фраз.
Так же в своей работе с детьми я использую следующие методы и приемы:
Рассматривание различных иллюстраций, картин, изображений. Что позволяет отвечать детей на мои вопросы, не только, что они видят на картине, одним словом, а составлять предложения (Машенька играет с куклой, Ванечка строит дом, а так же додумывать сюжет. Я задаю вопросы, которые помогают понять дальнейшее действие на иллюстрациях (Что будут делать? Что делали). Например: на столе стоит приготовленная еда (Что будут делать дети? Они будут есть, кушать).
Многократное повторение. Новые слова или фразы лучше усваиваются у детей при многократном повторение. Например: «Эта кукла Маша она рисует. Что Маша делает?» (рисует, рисовала, «Сейчас Маша пойдет спать. Что будет делать Маша?» (ляжет спать, пойдет спать, уснет). Так же многократное повторение с детьми у нас проходит в течение всего дня. Так как детьми уже усвоен распорядок дня, они с легкостью могут ответить на мои вопросы. Например: Перед вторым завтраком я задаю вопрос: «Что мы сейчас будем делать?» (мы будем пить сок, будем есть яблоко). «А что мы будем делать после второго завтрака?» (мы пойдем гулять). Так же побуждаю детей рассказывать о том, что они делали дома, куда ходили, что видели. В работе с родителями, я узнаю от них, как они будут проводить вечер с детьми, благодаря этому я могу составить с детьми разговор о том, что они будут делать. Например: «Куда вы с мамой пойдете (поедете, после сада?» (мы пойдем (поедем) на музыку, лепку, горку, тхэквондо).
Объяснение происхождения слов. Прием побуждает детей вслушаться в звучание слова и радоваться догадке. Например «Лягушка-квакушка. Почему квакушка?» (потому что она квакает, «А почему мышка-норушка?» (потому что она живет в норке).
Использование нового слова в сочетании со знакомыми. У детей уже есть начальная база существительных (Трава, кот, машина, при знакомстве детей с новыми глаголами, я помогаю детям «оживить» существительные. Трава растет, колышется, зеленеет. Кот играет, спит, мяукает. Машина едет, перевозит.
Поручение, предполагающие ответ. «Найди машинку» (я нашел машинку, «Принеси книгу» (я принес книгу, «Дай куклу» (я дал куклу, «Убери игрушки» (я убрал игрушки). Такие поручения хорошо подходят не только для говорящих детей, но и не для говорящих. Давая поручения не говорящим детям, я получаю двигательные ответы, которые могут показать, что ребенок осваивает материал, хотя в активной речи это еще не нашло отражения.
Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи. Например: дети объясняют, кто, как подает голос «Квакает», «Крякает», «Мяукает». Что можно делать ножницами, сачком, кисточкой «Вырезать», «Ловить», «Рисовать». Угадывают, что изменилось «Катя спряталась за домик», «Выросло много грибов», «Убежал далеко» и т. д. При проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки.
Договаривание детьми фраз. Этот прием используется при повторении знакомых сказок, потешек. Употребляется он и при совместном с детьми составлении рассказов на бытовые и другие темы. Например: я начинаю рассказывать, не договорив какую-то фразу, затем задаю детям вопрос. Наиболее удачный ответ ребенка ложится в основу следующей фразы. «Захотелось Мурке есть. Пошла Мурка к Катеньке. Катенька дала Мурке… Что дала? (Катенька дала Мурке молока). Молоко Катя налила…Куда налила? (Катя налила в блюдечко).
Даю детям разнообразные поручения, которые стимулируют их общение со сверстниками и взрослыми «Загляни в домик и расскажи мне, что там делают дети», «Посмотри, кто пришел и расскажи мне.», «Пригласи на чай Мишу. Что ты сказал Мише? Что он тебе ответил?».
При правильном формировании грамматического строя речи, дети учатся согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам.
В заключении хочу сказать, что с началом учебного года и по сегодняшний день словарный запас детей увеличен, что дает им формировать не сложные предложения, дети хорошо говорящие уже начинают задавать вопросы (А куда пойдем? Что будем кушать). Могут рассказать родителям, что делали в течение дня (играли, рисовали, лепили и т. д.). Продолжается работа, с мало говорящими детьми используя различные методы в работе описанные выше. К концу года ставлю задачи, чтоб дети не только отвечали в настоящем и прошедшем времени на вопросы взрослых, но и в будущем могли сами задавать данные вопросы.