Кристина Устинова
Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом мы видим количественное увеличение детей с интеллектуальными нарушениями и наша задача как педагогов, состоит в том, что бы создать для данной категории детей комфортные и качественные условия, которые будут способствовать их всестороннему развитию и поможет им в дальнейшей жизни. У старших дошкольников и у детей начальной школы всё чаще встречаются нарушения мелкой моторики и несформированность графомоторных навыков. Актуальность данной проблемы заключается в высоких показателях по несформированности графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В большинстве случаев - это ошибка самих родителей, которые проявляют гиперопеку к своему ребёнку и стараются всё выполнить за него самостоятельно: накормить, одеть, застегнуть куртку, завязать шнурок на ботинке, слепить поделку и так далее. Родители даже не задумываются о том, что они создают некомфортные условия для развития своего чада, мешая ему развиваться, познавать мир тактильно и развивать мелкую моторику, речь. Дети старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта испытывают трудности в развитии мелкой моторики. Они не могут застегнуть пуговицу на куртке, выполнить задания связанные со шнуровкой, обвести по контуру рисунок карандашом или размять пластилин, для данных детей характерна недостаточная координация пальцев и кисти рук. Важно сформировать графомоторный навык у старшего дошкольника с интеллектуальными нарушениями, так как это будет большим плюсом и помощью для ребёнка при дальнейшем обучении в школе.
Публикация «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта» размещена в разделах
Проводя работу по формированию графомоторных навыков у дошкольника с интеллектуальными нарушениями, важно помнить о коррекционном обучении, коррекционном воспитании и коррекционном развитии.
11. Коррекционное обучение-усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.
22. Коррекционное воспитание-воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др., позволяющих адаптироваться в социальной среде.
33. Коррекционное развитие-исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта. Следствием органического поражения головного мозга является дефицит в развитии сложнокоординированных графических движений руки, что значительно затрудняет овладение детьми с нарушениями интеллекта базисными движениями, необходимыми для формирования графомоторных навыков.
44. Процесс письма-обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы. Но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графомоторных навыков.
55. Моторика- это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту. Нарушение интеллекта у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.
66. Графический навык- это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. В процессе развития графомоторные навыки самостоятельно и спонтанно не формируются, поэтому требуется коррекционное обучение, а это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания трудностей, возникающих вследствие нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности дошкольника, имеющего, то, или иное отклонение в развитии.
Формирование графомоторных навыков начинается не в школьный период и даже не в старшем дошкольном возрасте, а с того момента, когда ребёнок начинает самостоятельно брать в руку карандаш, ручку или фломастер и изображать на белом листе бумаги волнистые или прямые линии. В данный момент ребёнок не контролирует и не направляет зрением свою руку, что и служит основной, психофизиологической предпосылкой для формирования письма.