Елена Петровна Бойко
Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики и графические формируются в контексте общего развития ребенка включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу.
Возрастные особенности развития графомоторного навыка.
1,5-2 года.
Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он еще не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.
2-3 года
Темочки:
Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются.
3-3,5 года
Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.
3,5- года
Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно- пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.
5 лет
Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку. Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.
6-7 лет
Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы
завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.
Основные направления в работе над улучшением крупной и мелкой моторики рук.
Творческие занятия по изобразительной деятельности, направленные на развитие мелкой моторики рук:
1) Рисование в нетрадиционных техниках (ладонью, пальцами рук) с использованием самых разнообразных изобразительных средств (ягода, краски собственного приготовления и др.) и инструментов (зубная щетка, ватные палочки и др.)
2) Рисование красками, кисточками и карандашами.
3) Аппликации (обрывания, с использованием природного материала, пластилина).
4) Лепка с использованием различных дополнительных материалов (семена, крупы, камушки, бусинки и др.)
5) Конструирование из бумаги.
Основные направления в работе над улучшением крупной и мелкой моторики рук.
Развитие ребенка в быту, ручной труд:
1) Стирка вручную мелких предметов одежды, влажная уборка квартиры, мытье полов.
2) Помощь родителям при приготовлении пищи, мытье посуды.
3) Одевание, раздевание, складывание одежды, завязывание шнурков, застегивание пуговиц.
4) Шитье, вышивка, изготовление бус, вязание, плетение макраме.
5) Изготовление поделок из различных материалов (в том числе природных).
Основные направления в работе над улучшением крупной и мелкой моторики рук.
Упражнения, направленные на развитие графических навыков :
1) Работа в тетрадях и прописях.
2) Рисование по трафаретам и линейкам.
3) Ознакомление с разными линиями, пространством листа, клеткой.
4) Выполнение различных штриховок.
5) Рисование карандашами.
Развиваем графические навыки ребенка, готовим его к овладению навыками письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга.
При развитии графических навыков педагог ставит перед собой следующие задачи: - научить ребенка правильно держать карандаш, проводить различные линии по образцу, дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции, учить работать, соблюдая правильную осанку.
Этапы формирования правильного графического навыка
1 шаг. Учимся правильно сидеть.
2 шаг. Учимся правильно держать ручку и бумагу.
Это позволит сформировать правильную технику письма и графический навык, а значит сделать письмо удобным, чётким, быстрым. Нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребёнком наиболее удобный для него вариант правильной позы и правильного положения руки.
В идеале, обучение правильному захвату пишущего предмета следует начинать, когда малыш впервые берет карандаш или фломастер для рисования. К этапу овладения техникой письма навык должен быть доведен до автоматизма – ведь когда ребенок начнет выводить первые буквы, думать о правильном положении ручки он не сможет. Основные положения правильного захвата ручки и положения руки при письме следующие. Ручка кладется на низ фаланги среднего пальца и фиксируется указательным и большим пальцами. Ручку нужно держать без напряжения, все три пальца должны быть слегка закруглены. Расстояние от конца стержня до указательного пальца - примерно 2 см. Рука при письме опирается на правое ребро кисти, и в меньшей степени – на правую сторону запястья и верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
3 шаг. Учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.
4 шаг. Учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии
5 шаг. Учимся рисовать полуовалы верхние, нижние
6 шаг. Учимся рисовать круги и овалы.
7 шаг. Учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).
8 шаг. Учимся рисовать линии, полуовалы, овалы определённой величины (вводится ограничительная линейка — строка).
9 шаг. Знакомимся с печатными буквами и учимся писать их правильно. Графический образ буквы формируется на полианализаторной основе: подключается аудиальный, визуальный, кинестетический каналы. Дети соотносят букву с определённым образом, выполняя упражнение «На что похожа буква?», обводят указательным пальцем ведущей руки объёмные буквы из бархатной или наждачной бумаги, зачеркивают неправильно написанные буквы, заучивают стихи, в которых уточняется пространственное расположение элементов букв, складывают буквы из деталей и изображают пальцами и телом, украшают их и определяют на ощупь — работает вся перцептивная система.
10 Шаг. Подготовка к письму — освоению написания элементов письменных букв. Переходить к последнему этапу подготовки к письму до школы не рекомендуется, так как дошкольник обладает низкой способностью к произвольной регуляции движений, у него не закончено окостенение фаланг пальцев, не сформированы мелкие мышцы кисти, низка выносливость к статическим нагрузкам.
Итак, развивая графомоторные навыки у детей, мы способствуем развитию всех высших психических функций: мышления, памяти, воображения, речи. Делаем дорогу наших детей в большой мир знаний радостной и интересной!